Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Иай-дзюцу и Кэн-дзюцу


Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя)

ИАЙ-ДЗЮЦУ является своеобразным и характерным только для Японии видом боевого искусства. Сущностью ИАЙ-ДЗЮЦУ является способность молниеносно выхватывать меч из ножен, заткнутых за пояс, для нанесения неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника, для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом. Первоначально ИАЙ-ДЗЮЦУ Изучалось лишь как один из предметов в рамках школ комплексного боевого искусства, а в эпоху Эдо (1603-1867) получило развитие как самостоятельное искусство. В старейших школах бугэй XV-XVI вв. техника ИАЙ-ДЗЮЦУ представляла приемы неожиданного нападения. Например, в Катори синто:-рю: изучались приемы ИАЙ-ДЗЮЦУ С высоким выпрыгиванием из положения сидя на одном колене с одновременными ударами, которые могли применяться для нападения из засады. Позднее возобладал оборонительный стиль ИАЙ-ДЗЮЦУ, восходящий к Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, основавшему в кон. XVI в. школу Хаясидзаки-рю:, давшую начало многим школам ИАЙ-ДЗЮЦУ.


В школах ИАЙ-ДЗЮЦУ были канонизированы приемы выхватывания меча из ножен при ходьбе, из положения стоя, сидя на одном или обоих коленях или со скрещенными ногами. Особо отрабатывались такие технические элементы как выдвижение меча из ножен большим пальцем левой руки, наложение правой ладони на рукоять, собственно выхватывание клинка и т.д. Мастера овладевали приемами противодействия попыткам противника выхватить меч из своих ножен или не дать ему выхватить меч, в которых использовались броски и болевые приемы из арсенала дзю:дзюцу, изучали правила выбора безопасного места в помещении, на улице, ношения и хранения оружия, учились передвигаться так, чтобы нападение противника не явилось неожиданностью. Особенностью всех школ ИАЙ-ДЗЮЦУ был относительно маленький набор приемов, отрабатываемых без партнера сотни раз подряд. Многократные повторения позволяли ученику входить в медитативное состояние, что приближало тренинг в ИАЙ-ДЗЮЦУ к дзэнской медитации.

После реставрации Мэйдзи (1868) ИАЙ-ДЗЮЦУ пришло в упадок, но благодаря энтузиастам возродилось в обновленном виде под названием иайдо: - "Путь иай".

Сохранились до настоящего времени и некоторые старинные школы ИАЙ-ДЗЮЦУ.

Кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом)

В отличие от иайдзюцу, включает приемы боя мечом, извлеченным из ножен, и разделяется на татидзюцу - фехтование длинным мечом, кодатидзюцу - фехтование коротким мечом и рётодзюцу - фехтование двумя мечами.


Мечи применялись японцами уже в эпоху Яёй, но истоки фехтования изогнутым мечом классического типа синоги-дзукури восходят ко 2-й пол. эпохи Хэйан. К концу XII в. уже были канонизированы некоторые приемы фехтования для пешего и конного воинов, но по значимости в боевой подготовке самураев КЭНДЗЮЦУ уступало искусству стрельбы из лука с коня. В эпоху междоусобных войн Намбоку-тё мечи, благодаря улучшению их качества, появлению более легких и удобных доспехов и снижению роли конных лучников, становятся основным оружием самураев, начинается быстрое развитие КЭНДЗЮЦУ.


Во 2-й пол. XIV - XV вв. возникают 4 великих школы КЭНДЗЮЦУ, давшие начало большинству позднейших школ: Нэн-рю: (основана дзэнским монахом Дзион, включала также дзюдзюцу и содзюцу), Катори Синто:-рю: (основана Иидзаса Тёисай Иэнао, включала также иайдзюцу, бодзюцу, нагинатадзюцу, дзюдзюцу, содзюцу, сюрикэндзюцу, ниндзюцу и др.), Тю:дзё:-рю: (основана Тю:дзё: Нагахидэ) и Кагэ-рю: (основана Айсу Икосай Хисаси, включала также содзюцу и ниндзюцу).


Обучение в ранних школах КЭНДЗЮЦУ было нацелено на подготовку фехтовальщика, способного противостоять противнику, использующему другие виды оружия. Поэтому кроме КЭНДЗЮЦУ их последователи изучали приемы боя алебардой, копьем, длинным шестом и т.д., приемы борьбы без оружия. Техника КЭНДЗЮЦУ была рассчитана на ведение боя с противником, облаченным в доспехи, и учитывала их изъяны.


Удары наносились в <щели> доспехов, основными мишенями были шея, небольшая зона туловища в месте соединения нагрудника и подола-кусадзури, запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бедер и щиколотки. Для предотвращения поломки меча, меч не подставлялся под удары меча противника, вместо этого использовались разнообразные подрезки рук и разрезы живота и различные способы маневрирования, позволяющие уклоняться от атак противника. Основным методом совершенствования мастерства были ката - парные комплексы, с фиксированными ролями участников и порядком их движений, исполняемые с деревянными мечами бокуто. Длинные начальные ката позволяли развить выносливость и поставить дыхание, короткие комплексы более высокой ступени учили заканчивать бой одним-двумя ударами. Уровень подготовленности проверялся в соревновательных поединках, в которых удары реально не наносились, а останавливались в нескольких см от мишени, и дуэлях с использованием боевого оружия. Технически школы сильно отличались друг от друга, одни проповедовали агрессивный наступательный стиль, другие - выжидательную тактику.


В XVI в. появилась целая плеяда выдающихся мастеров КЭНДЗЮЦУ. Самыми знаменитыми из них стали Цукахара Бокудэн (1490-1571), развивший традицию фехтования, связанную со святилищами Катори и Касима, и разработавший школу Касима синто:-рю:, и Камиидзуми Хидэцуна (1508-1578; по другим данным 1520-1577), на базе Катори синто:-рю: и Кагэ-рю: создавший Синкагэ-рю:. Последний ввел в широкое обращение фукуро-синай - учебный меч, изготовленный из полос бамбука, обернутых кожей, что позволило практиковать учебные поединки с реальным нанесением ударов и в дальнейшем открыло возможность для развития КЭНДЗЮЦУ как вида спорта.


В 1-й пол. XVII в. наиболее влиятельными школами КЭНДЗЮЦУ были Ягю: Синкагэ-рю:, Итто:-рю и Нитэн ити-рю:.


Ягю: Синкагэ-рю, основанная Ягю: Сэкисюсай Мунэёси (1527-1606), помимо КЭНДЗЮЦУ включала также нагинатадзюцу, дзюдзюцу, сюрикэндзюцу и др. В 1594 г. сын Мунэёси Ягю: Мунэнори (1571-1646) стал инструктором по КЭНДЗЮЦУ Токугава Хидэтада, будущего 2-го сё:гуна династии Токугава. Он усовершенствовал технику школы и под влиянием дзэнского наставника Такуан, который адресовал ему свой известный трактат <Фудо:ти симмё: року>, разработал теорию совершенствования мастерства, основанную на принципе кэндзэн итти - единства фехтования и Дзэн, которую изложил в наставлении <Хэйхо: кадэн сё>.


Основателем школы Итто:-рю: считается Ито: Итто:сай Кагэхиса (1560?-1653?). Он считал, что все технические секреты фехтования заключены в одном-единственном приеме - ударе мечом сверху вниз, который является истоком всех остальных бесчисленных приемов КЭНДЗЮЦУ Его ученик Оно Тадааки был наставником по КЭНДЗЮЦУ сё:гунов Токугава Хидэтада и Токугава Иэмицу и тоже испытал сильное влияние Такуан, который адресовал ему свое сочинение <Тайаки>.


Нитэн ити-рю: была основана Миямото Мусаси (1584-1645), который считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Мусаси делал упор на фехтование двумя мечами - длинным и коротким - одновременно. Это гарантировало бойцу преимущество в бою, но, главное, формировало навык манипуляций мечом одной рукой, необходимый в конной схватке. Свои взгляды на сущность КЭНДЗЮЦУ Мусаси изложил в знаменитом трактате <Горин-но сё>. Особое место среди школ этого периода занимала основанная Харигая Сэкиун Мудзю:синкэн-рю:, в которой КЭНДЗЮЦУ рассматривалось как вид дзэнского тренинга.


С середины эпохи Токугава КЭНДЗЮЦУ начинает утрачивать свое практическое значение. Влиятельные школы этого периода Синто: мунэн-рю: (основана Фукаи Хэйуэмон Кахэй) и Сингё:то:-рю: (основана Иба Дзэсуйкэн Хидэаки) делали упор на психологической закалке и достижении состояния муга - <Не-Я> или мунэн - <безмыслия>.


Основатель Дзикисинкагэ-рю: Ямада Хэйдзаэмон Ко:току разработал защитное снаряжение для проведения учебных поединков с применением бамбуковых мечей, которое затем было усовершенствовано и перенято большинством других школ КЭНДЗЮЦУ Благодаря этому широчайшее распространение получили соревнования в поединках на бамбуковых мечах в защитном снаряжении, открывшие дорогу перерождения КЭНДЗЮЦУ из вида рукопашного боя в популярный вид спорта. Из новых школ только Дзицуё:-рю (основана Хираяма Ко:дзо:) подчеркивала боевую ценность КЭНДЗЮЦУ.


В конце эпохи Токугава наиболее популярными школами КЭНДЗЮЦУ продолжали оставаться Дзикисинкагэ-рю: и Синто: мунэн-рю:, к которым прибавилась Наканиси-ха Итто:-рю:, основанная Наканиси Ситэй и широко практиковавшая соревновательные поединки с использованием бамбуковых мечей и защитного снаряжения.


После реставрации Мэйдзи популярность КЭНДЗЮЦУ резко снизилась, многие школы были утрачены. Для сохранения КЭНДЗЮЦУ и получения средств к существованию группа мастеров во главе с Сакакибара Кэнкити из Дзикисинкагэ-рю начала организовывать публичные демонстрации схваток на бамбуковых мечах, ката, разрубания различных предметов и т.д. Это помогло возродить интерес к традиционному фехтованию, привлечь в залы КЭНДЗЮЦУ многочисленных поклонников. В 1876 г. КЭНДЗЮЦУ было признано видом физической культуры, пригодным для морально-этического воспитания японской нации в духе доктрины кокутай.


Обучение КЭНДЗЮЦУ было введено в полиции. Большую роль в возрождении КЭНДЗЮЦУ сыграла Ассоциация воинской добродетели (Бутокукай), созданная в 1894 г. В 1910 г. КЭНДЗЮЦУ стало одним из обязательных элементов программы физического воспитания в школах, а в 1912 г. специальный комитет из крупнейших мастеров разработал Ката приемов кэндо: (<Путь меча>) Великой Японской империи, в которое были включены наиболее типичные приемы фехтования, положив начало японскому национальному виду спорта кэндо: В настоящее время кэндо: в Японии занимаются около 2 млн. чел., сохраняется и ряд старинных школ КЭНДЗЮЦУ: Катори синто:-рю:, Касима синто:-рю:, Синкагэ-рю:, Итто:-рю: и др.

Учебные фильмы в Бойцовском Клубе: ВСЕ, ЧТО КАСАЕТСЯ ПРАКТИКИ С МЕЧЕМ

 


В избранное