«НОВОСТИ МИРОВОГО ФУТБОЛА» Спецвыпуск 10 ( 645 ) Воскресенье, 19 марта 10:00
!!! ВНИМАНИЕ !!! С 2006 года рассылка является платной
С 2006 года рассылка "Новости мирового футбола" является платной: 10 рублей в неделю. Чтобы стать "платным" подписчиком, Вам необходимо в свободной форме прислать заявку по адресу doronin_su@mail.ru. После этого Вам будут присланы реквизиты для оплаты (количество недель выбираете сами). Подписчикам, не подписавшимся на платный вариант рассылки,
она будет предоставляться бесплатно после 21:00 того же дня. ("платным" в период с 9 до 11 часов утра).
С этих выходных начинаем публикацию серии интересных, на мой взгляд, статей о футболе
ЦВЕТА МОСКВЫ
Владимир Калинкович (еженедельник «Футбол»)
... продолжение (начало в спецвыпуске №9 от 18 марта)
ПРИКАЗ: НА ЗАПАД
До войны команда Центрального Дома Красной Армии, как тогда звался ЦСКА, была в Москве не особенно популярной. Комплектовалась она в основном из числа умевших играть в футбол красноармейцев очередного призыва. «Отыграв» срочную, они быстро уходили
кто куда. Баннер «Ярославка», который регулярно сегодня висит на матчах ЦСКА, для армейских болельщиков со стажем – ностальгия по прошлому, по тем временам, когда поклонники красно-синих заселяли не только подмосковные поселки вдоль Ярославского шоссе, но и весь северо-восток столицы. В том числе поделив огромные Сокольники с болельщиками «Спартака». Сокольники – прародина армейского клуба. На Четвертом лучевом просеке Сокольнической рощи еще до революции было сооружено футбольное поле, а затем
построен стадион. Когда-то он считался лучшим в Москве, на нем проводились даже международные матчи. Там же играл ЦДКА. Приговором стадиончику, а заодно и всему северо-восточному анклаву болельщиков ЦСКА стало решение Моссовета о строительстве на его месте выставочного комплекса. Армейцы получили приказ: перебазироваться на запад, на 3-ю Песчаную улицу. Часть своих поклонников они при этом растеряли, зато в районе Сокола и Песчаных улиц стала образовываться новая армейская «диаспора». Но по
численности, как утверждают любители футбола со стажем, она заметно уступала той, что некогда была у ЦСКА в Сокольниках. Впрочем, о компактном проживании фанов той или иной команды следует говорить с определенной долей условности. Процесс миграции болельщиков начался еще в середине прошлого столетия, когда в Москве взялись расселять коммуналки и пустили под снос бараки заводских окраин. Сложившиеся устойчивые диаспоры распадались. Ведь не раcпределяли же квартиры в новостройках
с учетом футбольных вкусов новоселов. В современной Москве выраженных компактных анклавов осталось не так много. За ЦСКА болеют в основном западнее стадиона «Динамо» – вдоль Ленинградского проспекта и до Речного вокзала. Армейские болельщики попадаются также в Братееве (юго-восток), элитных кварталах Пироговки и окрестностях станции метро «Фрунзенская», где располагаются военные академии. Это довольно амбициозные ребята: армейцы всегда и во всем старались превзойти фанов «Спартака».
У молодежи соперничество периодически выливается в массовые драки – «кони» против «мяса». Один из давних почитателей «Динамо», пожелавший на этих страницах остаться инкогнито, отметил такую особенность: «Болельщики ЦСКА первых послевоенных лет по уровню культуры стояли выше «спартачей». Тех мы за глаза звали «торгашами» – кооператоры, мелкие кустари (в Москве тогда их было много), скорняки, портные… Московская шпана вся поголовно болела за «Спартак». В пику «Динамо» к спартаковцам, думаю, примкнула также часть
граждан, в свое время пострадавших от доносов и репрессий. В спорах на Трепаловке они особенно не выпендривались; армейцы были куда вреднее, ироничнее, издевательские реплики порой отпускали». Главное своеобразие ЦСКА в том, что основной прирост «торсиды» дали события, к футболу никакого отношения не имевшие. Многие считают, что разгромившая фашизм Советская Армия принесла ЦДКА поклонников даже больше, чем знаменитая «команда лейтенантов» во главе с Федотовым и Бобровым – настолько сильна была
благодарность народа своим Вооруженным силам. Все последующие годы между ЦСКА и «Динамо» шла упорная борьба за право считаться в Москве второй по популярности (после «Спартака») командой. Последнее время «воспроизводство» армейских фанов идет заметно динамичнее. В отличие от бело-голубых у ЦСКА есть турнирные успехи – победы в чемпионатах России, Кубке УЕФА. После победы над «Спортингом» молодежь активно пошла записываться в фан-клуб, который, по словам его руководства, обходится
без агрессивной саморекламы. Пришедших стараются «закрепить» всевозможными льготами (скидки на билеты и сезонные абонементы, при покупке товаров в магазине ЦСКА и фирменном – «Umbro»), организацией досуга (турниры по мини-футболу). ЦСКА давно уже перестал быть командой военных, за красно-синих болеют представители практически всех социальных групп. В клубе гордятся, что даже на фанатских секторах становится все больше парней с высшим образованием. Их вкусы и мотивы прихода на стадион разные.
Молодежь жаждет победы, успеха всей команды. Представители более старшего поколения часто ставят процесс выше результата – многие специально приходят любоваться искусством Даниэла Карвальо. В список звезд – любимцев болельщиков Карвальо мы включили условно. С испытательным сроком. Но если бразилец отыграет на столь же блистательном уровне еще три-четыре сезона, его можно будет, пожалуй, считать в ЦСКА фигурой, равной Григорию Федотову.
ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО «ДИНАМО»
Типичного
болельщика «Динамо» мне легко представить в образе резидента разведки. Этакий хорошо законспирированный Штирлиц. Информирован, но эмоции держит в себе. Готов поддержать разговор на любую тему, но при этом всегда больше слушает, чем говорит сам. Особая примета: тотально скрытен во всем, что касается клубных пристрастий. Есть анекдот, как встретились на футболе и стали потом вместе ходить на стадион два болельщика. Обсуждали все на свете вплоть до последних событий в чемпионате Бурунди. Но в том,
что оба болеют за «Динамо», признались друг другу… лишь на третий год знакомства. Понять, сколько теперь в Москве динамовских болельщиков, труднее, чем в застойные времена без блата поступить в МГИМО. Если на очередном матче в Петровском парке присутствуют пять тысяч (неизменная, год за годом появляющаяся в начале второго тайма на табло стадиона цифра), то у домашних телевизоров и в спортбарах засели, возможно, еще тысяч тридцать. А то и все пятьдесят. Многие, кого я просил дать характеристику
болельщикам «Динамо», назвали их самыми преданными. Но при этом также наиболее скрытными и закомплексованными среди всех поклонников московских клубов. Люди, которых при всем желании невозможно заподозрить в симпатиях к бело-голубому флагу, в один голос утверждали: «Динамо» – всегда обдуманный выбор. Среди болельщиков этой команды почти не встретишь тех, кого увлекла футбольная мода. Что сегодня, к примеру, можно наблюдать у многих новых приверженцев «Локомотива » (в возрастной категории старше
35). Если не брать фанатов, в стане динамовцев очень немного таких, кто в свое время поддался влиянию дворовых лидеров. А такое, говорят, не редкость среди болельщиков ЦСКА и «Спартака», особенно у выходцев из неблагополучных семей. Вместе с тем переживать за «Динамо» – крест, который не всякий рискнет взвалить на плечи. Ведь «менты», с которыми до сих пор ассоциируют «Динамо», не слишком популярны в широких массах населения. Согласитесь, не так-то легко подростку признаться сверстникам, что
он «стоит за команду милиционеров». Да и человеку в возрасте многое могут припомнить из славной истории людей с «холодной головой и чистыми руками». Уж лучше помалкивать и болеть за «Динамо» тайно… Динамовские болельщики сконцентрированы главным образом на северо-западе и севере Москвы. Это кварталы, примыкающие к стадионам «Динамо» и «Юных пионеров », Дмитровское шоссе, Отрадное, Владыкино, Ленинградский проспект (от Белорусского вокзала до станции метро «Аэропорт»). Рассказывают,
как один поклонник бело-голубых, уставший от проспартаковского окружения в Перове, долго копил деньги, чтобы перебраться на улицу 8-го Марта – поближе к родному стадиону. Помимо официального фанклуба в Москве много неформальных объединений динамовских болельщиков. Способы вербовки новых членов разные, как правило, неформалы их не афишируют. Официальный фан-клуб время от времени проводит рейды по близлежащим школам – приглашает мальчишек на футбол. Так, в 2002 году за несколько дней до игры «Динамо»
с владикавказской «Аланией» было роздано 500 билетов. На матч пришли тогда 340 человек – в клубе это считают хорошим результатом. Говорят, что поклонники «Динамо» в большинстве своем неплохо адаптировались к реалиям капиталистической жизни. Среди них немало бизнесменов и высокооплачиваемых специалистов. Есть данные, что около трети динамовцев – люди с хорошим заработком. Пару лет назад на сборы в Турцию вместе с командой (за свои деньги) отправились 16 болельщиков «Динамо», спартаковцев же туда
сопровождали лишь четыре человека. Однако ряды динамовских поклонников с каждым годом тают. Слишком давно клуб не выигрывал чемпионата. Последний всплеск интереса был отмечен во второй половине 80-х годов. Тогда в «Динамо » ярко и свежо заиграла молодежь – Добровольский, Колыванов, Кобелев, Кирьяков. Болельщики, которых привели на трибуны эти мастера, сегодня с горечью наблюдают затянувшуюся агонию некогда славного клуба. Ни звезды с европейским именем, ни рекордный в Премьер-
лиге бюджет не могут прервать череду неудач. Выходит, едва ли не последняя надежда на Юрия Семина.
продолжение следует...
Просьба подписчикам присылать мне отзывы и предложения по данной рассылке сюда Автор рассылки Доронин С.Ю.