«НОВОСТИ МИРОВОГО ФУТБОЛА» Спецвыпуск 9 ( 644 ) Суббота, 18 марта 10:00
!!! ВНИМАНИЕ !!! С 2006 года рассылка является платной
С 2006 года рассылка "Новости мирового футбола" является платной: 10 рублей в неделю. Чтобы стать "платным" подписчиком, Вам необходимо в свободной форме прислать заявку по адресу doronin_su@mail.ru. После этого Вам будут присланы реквизиты для оплаты (количество недель выбираете сами). Подписчикам, не подписавшимся на платный вариант рассылки,
она будет предоставляться бесплатно после 21:00 того же дня. ("платным" в период с 9 до 11 часов утра).
С этих выходных начинаем публикацию серии интересных, на мой взгляд, статей о футболе
ЦВЕТА МОСКВЫ
Владимир Калинкович
В своих письмах читатели нередко обвиняют нас в том, что мы уделяем слишком много внимания столичным клубам в ущерб клубам провинциальным. Дескать, нам в Курске, Владимире или Чите совсем неинтересно читать про ваши «Спартак», ЦСКА или «Локомотив». Но если опираться только на клубные пристрастия, то и в самой Москве существует немало мест, где, например, не любят ЦСКА и
«Динамо», а «Торпедо» или «Спартаку», наоборот, симпатизируют. Нам показалось любопытным попробовать разобраться в том, где, как и почему возникли «футбольные анклавы» Москвы, кто их преимущественно населяет и как они там живут. Обещаем, что как только в какомто из городов (сел, станиц) нашей большой и неравномерно заселенной Родины появятся две или больше команд Премьер- лиги, мы непременно уделим должное внимание междоусобным отношениям их болельщиков. А пока еще раз о Москве. Вы уж нас извините.
КРАСНЫЕ
И БЕЛЫЕ Политолог скажет: весь российский ХХ век ушел на борьбу двух глобальных идей – красной и белой. И будет, наверное, прав. Но циник при этом заметит, что по крайней мере в одном антагонисты смогли «переплавиться» в единое целое. Это футбольный красно-белый «Спартак». Во все времена «Спартак» был и остается самой популярной в Москве командой. Когда-то говорили: за красно- белых болеют все – от академика до уголовника. Сегодня, когда в Москве идет расслоение
по размеру кошельков ее обитателей, болельщики «Спартака» по-прежнему занимают весь – от края до края – социальный спектр. За «Спартак» болеют и в хрущевках Парковых улиц, и в навороченных особняках Рублевки. Почему именно «Спартак» пользуется наибольшей популярностью? Вопрос непростой, но попытаюсь ответить. Не так давно в Бразилии группа ученых-психологов захотела понять, как человек становится поклонником того или иного клуба, из чего возникает футбольная симпатия. Анализировали ситуацию,
когда в одном городе базируется несколько более или менее сопоставимых по классу команд. После обработки тысяч ответов исследователи пришли к выводу, что главное – фонетика звучания и та сложная гамма ассоциаций, что возникает в мозгу отрока (ведь болельщиками становимся в ранней юности), как только он услышит название команды. Это первый и самый мощный импульс к окончательному выбору. «Спартак»… Что может быть для подростка привлекательнее, чем романтичный и мужественный образ вождя восставших
гладиаторов?! ЦСКА и «Динамо» звучат чересчур официально и холодно. Слово «Торпедо», как сказал один веселый человек, «пахнет железом». «Локомотив » – всего лишь перестук колес да наш ненавязчивый ж/д-сервис. Говорят, «Спартак» лидирует по популярности аж с довоенных времен. В московском футболе исторически так сложилось, что анклавы болельщиков в первую очередь возникали в окрестностях стадиона, на котором проводил матчи городского чемпионата данный клуб. И лишь «Спартак» с самого начала выходил
за рамки этого правила. Так, жители знаменитой Хитровки – когда-то наиболее криминального, даром что до Красной площади рукой подать, района старой Москвы – в массе своей, как утверждает патриарх столичных любителей футбола Владимир Иванович Адамышев, поддерживали спартаковцев. Вторым по популярности в районе шел «Металлург», стадион которого располагался рядом – на восточном берегу Яузы. «Динамо» и ЦДКА у хитрованцев стояли в аутсайдерах (нетрудно догадаться, почему). За «Спартак»
традиционно болеют в восточных (считающихся рабочими) районах города и на Пресне, где в свое время зародился красно- белый клуб. Спартаковский восток – это Сокольники, Черкизово, Богородское, Измайлово, Перово. Есть анклавы в других районах Москвы – Марьина Роща, Фили, спальные Чертаново, Бирюлево и Капотня. На западе города – в Строгине – еще несколько лет назад наблюдалось почти полное (около 80%) превосходство спартаковских фанов. Полуостров между Серебряным Бором и Москвой-рекой признавал только красно-белые
цвета. Но двумя километрами восточнее, сразу за Живописной улицей, начиналась уже территория армейцев. Такой расклад, очевидно, сохраняется и поныне. Дать словесный портрет болельщика «Спартака» сложнее, чем изобразить поклонников других столичных команд. В его облике самым причудливым образом «смонтировались » верность и непостоянство, культура настоящих русских интеллигентов (назовем хотя бы великих мастеров сцены М.Яншина и В.Тихонова) и разнузданность нетрезвых пэтэушников, вся слава и все
пороки огромного города. Были у «Спартака» периоды, когда он терял болельщиков. Первый отток – сразу после войны. Команда выступала неудачно. Говорят, по активности на Трепаловке (знаменитый пятачок возле турнирной таблицы при входе на стадион «Динамо», где собирались посудачить болельщики) «спартачи» стали уступать тогда динамовцам и армейцам. Но очень скоро все вернулось на круги своя. «Спартаку» образца 50-х удалось то, о чем мечтают все, – соединить турнирные успехи с яркой игрой. Красота
и результат – очень простая и ясная для болельщиков формула! Два следующих десятилетия красно-белые по величине «торсиды» (вы уж простите за такое слово применительно к Бирюлеву или Капотне) уверенно шли впереди, но мало-помалу разрыв с другими командами сокращался. Все больше становилось тех, кто болел за «Спартак» как бы по инерции, в память о былых славных временах. К середине 70-х в команде почти не осталось игроков хорошего класса. В сезоне-76, волоча за собой длинный шлейф годами нерешаемых
проблем, «Спартак» покинул высшую лигу. Казалось, это конец… Но тут проявилось самое сильное качество спартаковских болельщиков – умение в трудную минуту прийти на помощь любимой команде. На выступавший в первой лиге «Спартак» вдруг стало ходить столько народу, сколько едва собирали в высшем дивизионе все московские команды, вместе взятые. Нужно было видеть, как после очередного матча многотысячная толпа, грохоча футбольными речевками, двигалась от старого стадиона «Локомотив»
к станции метро «Преображенская площадь»! «Спартак» стремительно ожил, и считаться поклонником красно-белых в Москве снова стало модно. Сегодня, когда среди столичных клубов борьба за болельщика становится все острее, никаких спецтехнологий «Спартак» не применяет. Руководитель фан-клуба Владимир Гришин убежден: «купить» преданность нельзя, болеть за «Спартак» – это зов души. Однако провалы двух предыдущих сезонов, наплыв низкосортных легионеров разочаровали немалую часть поклонников. Явно неудачным,
по мнению Гришина, стал и пущенный кем-то в обиход лозунг «Кто мы? Мясо!». В последние три-четыре года позиции «Спартака » по числу молодых фанов уже не столь незыблемы, как прежде. Сильную конкуренцию красно-белые стали испытывать со стороны «Локомотива» и ЦСКА. Впрочем, и «Локо» опасается, как бы «Спартак» не переориентировал часть его молодых болельщиков. Потому, говорят, и отказывается от спартаковских предложений по аренде стадиона в Черкизове. Прямое соперничество на этом фронте «Локомотив»
пугает…
продолжение следует...
Просьба подписчикам присылать мне отзывы и предложения по данной рассылке сюда Автор рассылки Доронин С.Ю.