Упомянутый выше Пелоп (Пелопс, эпоним Пелопонесского полуострова) ещё в "совсем доисторические"
(до введения летоисчисления по Олимпиадам) времена, коварным обманом завладев сердцем и рукою дочери царя Эномая (его самого он погубил) красавицы Гипподамии, вступил на трон Писы. Вскоре он присоединил Олимпию к своей стране и значительно умножил блеск Олимпийских Игр.
И всё же со временем Игры стали постепенно угасать, утрачивать своё значение. И тут случилось, по воле богов - не иначе, событие. Во время правления в Элиде царя Ифита на Пелопоннесе разразилась эпидемия чумы. Ничто не помогало против этой беды. Царь обратился с вопросом к Дельфийскому оракулу - как освободить свою страну от бедствия. Из туманного ответа он понял, что надо возродить почти забытые Олимпийские Игры. В это же время (УШ-Х!
век до н.э.) воинственная СПАРТА стала бросать не совсем бескорыстные взоры на Олимпию. Ифит правильно оценил ситуацию и... заключил союз со спартанским царём Ликургом. Чтобы обеспечить неприкосновенность Олимпии. Было условлено, что Олимпия - святое место, а все те, кто попытается вооружённым (с оружием) переступить её границы, понесут наказание. Так установился Олимпийский мир - экехейрия:
постоянно воюющие между собою греческие племена на время ИГР прекращали враждебные действия, а участники соревнований и зрители могли безопасно проезжать в Олимпию даже через вражескую область. Состояние мира продолжалось три месяца. Это был расчётный срок. Те, кому предстояло соревноваться, должны были в течение 30 дней предварительно упражняться в гимнасионе Элиды. Сами состязания и сопутствующие им праздневства длились пять дней. Остальные дни из трёх месяцев отводились зрителям и атлетам на дорогу
"туда и обратно". Чтобы они успели преодолеть даже самую дальнюю дорогу в мирный период действия экейхерии.
Вначале в древних Олимпийских Играх, проводимых каждые четыре года, участвовали только дорийские племена, но с течением времени стали приезжать атлеты и других греческих племён, А затем и жители островов, представители
народов Кипра, Родоса, Сицилии, затем греки Нижней Италии. А вскоре на Играх стали появляться сыны ИОНЯН Малой Азии, Лидии и греческих городов у Чёрного моря. Даже Киринейцы и далёкий Египет посылали своих сынов на Олимпийские Игры, которые стали объединяющим фактором, связью между эллинскими племенами.