Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Шахматная Школа ChessZone

  Все выпуски  

Шахматная Школа ChessZone


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск #16

"О методике преподавания шахмат"

Б. Блюменфельд


Выпуск с цветными диаграммами можно скачать здесь (14 Kb)

На сайте www.chesszone.narod.ru Вы сможете найти (и скачать) множество полезной информации (OCR книги, статьи, программы, базы партий).

Если Вам нравится наша рассылка и у Вас есть возможность - пожалуйста поддержите нас материально. Наш кошелек
WebMoney Z714617232645

Эту статьи написал в 1940 году известный советский мастер и педагог Б. М. БЛЮМЕНФЕЛЬД (1984 - 1947). Итогом многолетних исследований Б. М. Блюменфельда в области психологии явилась диссертация на тему: "Проблемы наглядно - действенного мышления на базе шахматного материала", которую ом защитил в 1945 году. В статье, предлагаемой вниманию читателей, автор касается вопросов методики преподавания шахмат в коллективах. В частности, он высказывается за приближение процесса обучения к обстановке практической игры.

СУЩЕСТВУЮТ следующие этапы творческого развития шахматиста:

А. Безыдейная игра, в которой отдельные ходы делаются по случайным мотивам.

Б. При выборе хода шахматист учитывает только очевидный ответ противника и руководствуется слишком общими, элементарными соображениями с минимальной их конкретизацией.

В. Увлечение первой замеченной комбинацией или ловушкой.

Г. Учет общей перспективы, однако без достаточной конкретизации.

Д. Детальный расчет важнейших вариантов, возможный, конечно, только при высоком уровне общего понимания.

Е. Экономное мышление, умение сочетать общие формулировки, достаточно убедительные в конкретной позиции, с расчётом вариантов до конца там, где это нужно. Иллюстрируем различные этапы шахматного творчества на примере, где имеется выбор только между двумя продолжениями.

ТАРТАКОВЕР - РЕШЕВСКИЙ, Стокгольм, 1937 г









Как белым отвечать на 1 ... С:d2+? Брать им слона ладьей или королем? Постараемся проследить ход мыслей шахматистов разной квалификации.

А. Ответ не мотивирован и обусловлен случайными соображениями, не характерными для позиции.

Б. При любом ответе противник возьмет моего коня g5. Пусть уж лучше мой король будет в безопасности. Побью ладьей.

В. Коня g5 я проигрываю. Неприятно, конечно, выводить короля, но после 2. Кр:d2 черные попадутся в ловушку: 2 ... hg 3. hg К:е4+ 4. Ф:е4. Сыграю поэтому 2. Кр:d2, авось выскочу!

Г. Если партнер побьет коня g5, я возьму hg и получу атаку. При 2. Кр:d2 я ставлю ловушку, но неприятен вариант 2 ... К:d5 3. ed Kd4 4. Фd3 Ле2+. Следовательно, целесообразнее ответить 2. Л:d2, оставляя своего короля вне опасности.

Д. Ответ 2. Кр:d2, заслуживает предпочтения ибо: 1) он связан с ловушкой; 2) не страшно 2. Кр:d2 К:d5 3. ed Kd4 4. Фd3 Ле2+ 5. Kpc1 Л:с2+ 6. Kpb1; 3) преимущество хода 2. Кр:d2 скажется в вариантах 2 ... hg 3. hg К: d5 4. Лh8+ Кре7 5. Л:е8+ Кр:е8 6. Лh1! с атакой за фигуру и практическими шансами, или, что может быть еще сильнее, 3. К:f6 (вместо 3. hg) 3 ... gf 4. hg fg 5. fg Фе6 6. Фf6 Ф:f6 7. gf Kpg8 8. Лb3 с последующим сдвоением ладей и вероятной ничьей (например: 8 ... Ке5 9. Лdh1 Kg6 10. Лh7 Ле6 11. Ле7+ Kpf8 12. Л:g6.

Е. Надо брать королем, чтобы иметь возможность после взятия коня g5 скорее сдвоить ладьи по линии h. В ловушку партнер, конечно, не попадется, но и в варианте 3. ed Kd4 4. Фd3 Ле2+ 5. Kpc1 Л:е2+ 6. Kpb1 я получаю шансы, так как повисают его фигуры. Во всяком случае 2. Л:d2 совершенно безнадежно: я не получу реальной атаки за потерянную фигуру. Значит, надо, не вдаваясь в дальнейшие детали, решиться на 2. Кр: d2.

Разумеется, переходных ступеней - бесконечное множество, и точной грани между ними провести нельзя, но в общих чертах наше деление соответствует основным этапам шахматного совершенствования.

Усилия преподавателя должны быть направлены к тону, чтобы его ученики постепенно, по мере накопления опыта, переходили от низших этапов к высшему, доступному им по их природным данным. Было бы грубой методической ошибкой стремиться искусственно перескочить через низшие ступени творчества.

Особо следует остановиться на значении общих формулировок. Они освобождают шахматиста от излишних расчетов за доской и облегчают нахождение конкретных возможностей. Но если общие соображения превращаются в догмы, то они вредны, ибо приучают к верхоглядству. Полезны только те общие формулировки, которые опираются на практический опыт шахматиста на определенной ступени его квалификации.

Переходим к конкретизации методов преподавания. Мне кажется, с самого начала надо исходить из установки на практические занятия. Ознакомлению с ходами фигур и основными правилами достаточно посвятить минут 15 - 20. После этого, не загромождая память начинающих различными упражнениями и шахматной нотацией, надо позволить им под наблюдением преподавателя немедленно приступить к игре. Никаких указаний, как целесообразно играть, на этой стадии давать не нужно.

После того как начинающий освоился с доской, следует планомерно приучать его к мотивировке ходов, постепенно знакомя с азами во всех стадиях партии. Например, преподаватель предлагает ученику сыграть с ним. Новичок, естественно, развивает игру совершенно нелогичным образом: двигает крайние пешки и затем выводит ладьи, прыгает конями по доске в поисках добычи и т. п. Преподаватель тем временем систематически развивается и, скажем, объявляет мат на f7. Полученный мат запечатлевается, и несравненно сильнее, чем продемонстрированный на занятиях. Или преподаватель, наблюдая за партией двух начинающих, указывает на простейшие упущенные возможности. Или в позиции, получившейся у двух учеников, преподаватель заменяет одного из них и легко выигрывает, а затем предлагает поменяться цветами и добивается ничьей.

Последний метод особенно рекомендуется в эндшпильных позициях, где изучающий обнаруживает беспомощность заматовать противника. Применимо это и в миттельшпиле. Скажем, у одного из играющих значительный материальный перевес. Преподаватель заменяет слабую сторону и планомерной атакой против неприятельского короля выигрывает.

Уже на самых первых порах можно давать общие (доступные) формулировки. Например, после изучения на практике, как заматовать короля ладьей и королем, дается формула: мат достигается путем оттеснения неприятельского короля на край доски при противостоянии королей. Эта формула, данная как вывод из практики, наталкивает мысль на самостоятельное нахождение ходов, посредством которых достигается оттеснение короля и противостояние королей. Использовав случаи, когда у одного из противников остается одна пешка, можно пройти простейшие пешечные концы и объяснить значение темпа.

В области дебюта надо постепенно знакомить с основными принципами развития, воздерживаясь в течение определенного периода от объяснений значения центра. Разумеется, много внимания должно быть уделено элементарным комбинациям в дебюте, особенно в связи со слабостью пункта f7, диагоналей h5 - е8 и h4 - e1. В миттельшпиле следует сперва изучить несложные матовые атаки и типовые комбинации. Показ коротких партий или отдельных позиций надо применять с соблюдением следующих непременных условий: должна существовать аналогия по идее с только что встретившимся за доской вариантом; пример быть взят из какой - либо партий или из этюда, близкого по характеру к практической игре, должен быть ярок и доступен для данного уровня развития по идее и по вариантному оформлению.

На той же стадии усвоения минимума нужно изучить элементарные приемы, облегчающие технику расчета (правило квадрата и т. п.). Когда минимум усвоен - ознакомить занимающихся с нотацией.

Очень полезен разбор партий после игры. Проигравший обычно стремится доказать, что он потерпел поражение вследствие случайной оплошности, а выигравший - что он победил благодаря хорошей игре. Этот естественный интерес к собственной партии, когда еще не успел остыть пыл борьбы, преподавателю следует максимально использовать. Разумеется, желательно присутствие и других членов кружка при таком коллективном анализе.

Очень полезны консультационные партии, во время которых происходит живой обмен опытом; здесь особенно важно, что каждый консультант должен обосновывать перед другим предложенный ход. Таким образом вырабатывается привычка к разумной мотивировке ходов. Надо широко использовать сеансы. Если преподаватель, давая сеанс, встретится с поучительной позицией или ошибкой, он должен предложить участнику записать положение, а затем по окончании сеанса в присутствии других участников разобрать пример.

Показ партий и отдельных позиций на этом этапе может применяться чаще. Для шахматистов низших квалификаций весьма полезны партии Морфи, где его противники допускали типичные ошибки, которые эффектно и убедительно использовались. Когда происходит какое - либо выдающееся состязание, надо практиковать демонстрацию отдельных партий, игранных в нем. Но при этом не нужно показывать сверхтонкостей, а обращать внимание на вполне понятные и поучительные моменты.

Лекционный метод, мне кажется, должен преследовать цель подведения итогов практических занятий и разработки таких тем, пак "Основные понятия о дебюте", "Типы комбинаций", "Атака позиции рокировки" и других.

На занятиях с кружком высшей квалификации, примерно с третьей категорией, возможно еще большее разнообразие в методах преподавания. Чаще надо применять демонстрацию партий. Можно ввести совместную читку шахматной газеты с критическим подходом к помещенным в ней комментариям. Чрезвычайно полезны письменные анализы отложенной партии с последующим сопоставлением и критической оценкой анализов обоих противников. Возможны тематические турниры по определенному дебюту, тематические сеансы с часами, доклады слушателей на заданную тему. Шахматистам не ниже второй категории полезно поручать составление комментариев к партии с последующей критической их оценкой со стороны преподавателя.

В рамках настоящей статьи я лишен возможности подробно останавливаться на методических вопросах, касающихся изучения отдельных стадий игры. Ограничусь поэтому лишь краткими замечаниями. В области дебюта отнюдь не следует стремиться к ознакомлению со всеми началами. Бесполезно и даже вредно изучение дебютных вариантов оторвано от партии в целом и от практической игры. Значение центра нужно выявлять постепенно, по мере роста шахматиста. Доступнее и нагляднее всего роль подвижного центра; значение господства над центральными полями может быть изучено на обильном практическом материале. Представляется методической нелепостью распространенное во многих кружках преподавание современных дебютных вариантов шахматистам низшей и даже средней квалификации.

В области миттельшпиля. Главнейшая ошибка здесь заключается в раздельном преподавании тактики и стратегии, то есть комбинационных и позиционных принципов. Углубление позиционного понимания должно идти параллельно с развитием искусства комбинирования. В частности, такие важнейшие позиционные понятия, как открытые линии, слабые пункты, лучше всего первоначально изучать на примерах комбинаций. Также на примере комбинаций может быть дана общая формулировка существеннейшего стратегического момента - значения превосходства сил на отдельном участке.

Надо приучать к оценке позиции в целом с учетом всех ее особенностей при выработке конкретного плана. Оценивать позицию необходимо по определенному методу, учитывая материал, положение королей, преимущество в центре, слабости, открытые линии, подвижность фигур, проходные пешки, конкретные возможности. Оценка позиции должна быть продумана до конца, с таким расчетом, чтобы все отмеченные в ней моменты выявились в дальнейшем течении партий.

Как пример, приведем положение из партии ВИНТЕР - АЛЕХИН.

ВИНТЕР - АЛЕХИН, Ноттингем, 1936 г








Материально силы равны. У белых ослаблена позиция рокировки вследствие того, что продвинута пешка с. У них "плохой" слон е3, стесненный собственными пешками, белые кони мешают друг другу, а у коня g3 вообще нет хороших полей. Попытку белых перевести коня е2 через g1 и f3 на поле е5 противник может предупредить ходом: f7 - f6. Единственная открытая линия е скорее может быть занята черными ввиду загромождения ее белыми фигурами. В центре - равновесие, но черные более надежно владеют пунктом е4, чем белые пунктом е5. Помимо слабости на е4, у белых слаб также пункт е3. Если черным удастся парализовать попытку белых активизировать свою игру движением f4 - f5, то их позиционное преимущество станет решающим.

Для того чтобы научить правильно оценивать позицию, очень полезен рекомендуемый Нимцовичем метод "сенсаций". Поясним его на примере другой партии того же турнира.

ВИДМАР - ЭЙВЕ, Ноттингем, 1936 г








Шахматист средней квалификации в первую очередь обратит внимание на обнаженное положение черного короля и на этом основании отдает предпочтение позиции белых или, в лучшем случае, расценит ее как равную. Между тем партия безнадежна для белых. Обнаженное положение черного короля реально не может быть использовано противником. У черных преимущество двух слонов и значительное пешечное превосходство на ферзевом фланге, у белых ослаблены белые поля при отсутствия белопольного слона.

В партии последовало: 1. Сс3 b5 2. Лa1 с5 3. Фс1 (уклоняясь от размена ферзей после с5 - с4) 3?с4 4. Ke1 Сb7, и белые беспомощны против угрозы Фе4. Через два хода - 5.Kf3 g4 6.Kg5 Фf5 - они сдались. То, что с точки зрения неопытного шахматиста, безопасная для белых, развалилась в четыре хода, произведет сенсацию, и значение пешечного превосходства на ферзевом фланге и слабости полей рокировки ярко запечатлится.

В области эндшпиля объем минимума знаний, обязательных для достижения средней силы в игре, сравнительно невелик. Тонкости эндшпиля доступны только сильным шахматистам и могут быть усвоены с пользой для практики лишь при повышенном интересе к ним, например, три анализе собственной отложенной партии. Для правильного учета шансов в сложном эндшпиле, где у каждого из партнеров имеется более одной фигуры, важны общие формулировки с выводами по каждому типу простого эндшпиля.

статью прислал Юрий Гузиков

Если у Вас есть интересная информация (примеры, статьи), которыми бы Вы хотели поделиться с нашими подписчиками - напишите нам, мы с удовольствием опубликуем Ваши материалы.

Искренне Ваш, коллектив «ChessZone»


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.others.chesszone
Отписаться

В избранное