Хочу
продолжить тему о раннем развитии детей, поднятую в
выпуске No 937, и начну вот с чего.
Существует естественный процесс развития ребенка.
В
частности, звуки, которые произносит ребенок, возникают в строго определенном
порядке по мере его роста и развития. Соответственно, обучение этим звуками идет
тоже в этом нормальном естественном порядке.
То же
самое относится к письму, чтению и счёту – ребенок к ним становится готовым
только после того, как уверенно научится говорить.
Кажется, а разве может быть иначе?
Да,
может.
Иногда
рождаются дети с тяжелой неврологией, которые являются неговорящими или
умственно отсталыми.
Для
обучения таких детей письму и чтению были придуманы особые методики, которые
позволяли научить ребенка читать и писать, хотя он даже говорить не умеет.
Некоторым педагогам, впечатленным эффективностью этих методик, пришла в голову
идея использовать эти способы и для обучения нормальных здоровых детей.
Т.е.
они стали учить и здоровых обычных детей "читать
раньше, чем говорить". Некоторые пошли дальше – они стали обучать "читать
раньше, чем ходить".
Суть
этих методик раннего развития в том, чтобы обучать детей не в
соответствии с естественным ходом развития ребенка, а нарушая его.
На
своих занятиях они активизируют то, что пока еще не созрело у
ребенка, то, что пока еще у него спит.
Казалось бы, ну и что, это же и есть "раннее развитие
ребенка", это же хорошо!
Увы!
На самом деле, это совсем не хорошо, так как искусственно активизируя
что-то спящее, мы одновременно усыпляем то, что готово само
активизироваться по возрасту.
И это
очень и очень опасно.
По
мере развития ребенка в его жизни открываются и закрываются двери
возможностей. И если он в какой-то период не сможет этой дверью возможностей
воспользоваться, то она закроется навсегда.
Например, если ребенок рос вне человеческого общения и не слышал человеческую
речь до 5 лет, то он, даже попав в общество, уже никогда не сможет
научиться говорить – дверь, позволяющее, овладеть речью, закрылась.
Но
примерно то же самое происходит и в том случае, если педагоги, активизируя
спящее, усыпляют то, что готово активизироваться по возрасту.
Например, они активизируют раннее обучение грамоте и чтению.
Но при
этом не откроется вот-вот готовая раскрыться дверь овладения сложными
социальными играми. В результате, не разовьется игра, не разовьется
эмоциональный интеллект, ребенок в полной мере не получит навыков жизни в
социуме.
Стимулы, которые должны были политься в обучение социальным играм, теперь
польются в несвоевременно распахнутую дверь обучения грамоте.
А
дверь по овладению сложными социальными играми закроется навсегда, т.к она
открывается в жизни всего один раз.
Да,
ребенок и в самом деле, научится читать раньше, чем говорить.
И
мамочка, которая все это и затеяла, будет громко гордиться своим
умненьким чадом, хвастаться знакомым и подругам.
Однако
последствия такого "раннего развития" могут быть весьма печальны – ребенок не
получит необходимых навыков общения с окружающими людьми, всю жизнь он будет
бояться людей и не понимать причин их поступков.
Поэтому я бы не стал советовать отдавать здоровых детей в группы раннего
развития.
Пусть
в этих группах занимаются с теми детьми, для которых эти методики и были
придуманы, т.е. дети, имеющие серьезные неврологические отклонения.
А
грубо вмешиваться в естественное развитие нормального ребенка – не стоит.
Ведь естественное развитие ребенка – это не накопление каких-то сведений, а
прохождение особых сенсетивных периодов.
Здоровый ребенок должен развиваться по природному пути, т.е. пройти
последовательно предметную деятельность, освоить игры, актвизировать подражание,
сформировать мотивацию к обучению. И только на этой базе приступать к изучению
грамоты, письма и счёта.
Можно
ребенка искусственно перетащить через эти ступеньки, но в конечном счете от
этого будет больше вреда, чем пользы.