Выпуск No 831. Используйте
положительные подкрепления.
Есть один удивительный факт – маленькие дети
не воспринимают наказания.
Для них наказание никак не связано с
проступком.
Малыш, начавший ходить, видит на столике
стеклянную вазу и тянет ее к себе.
Если его шлепать по ручкам и говорить "Нельзя",
то это не изменит его поведения. Он просто не понимает связи между ударами
по рукам и тем, что он хочет потрогать какую-то красивую штуку на столике.
Маленькие детки воспринимают наказание, как
стихийное бедствие, которое почему-то на них обрушилось.
Но если они не воспринимают наказания, то
как же их воспитывают?
Оказывается, единственный способ воспитания,
который действует на малышей – положительное подкрепление: улыбка,
ласка, поглаживания, добрые слова и т.д.
Чтобы он не тянулся к опасной стеклянной
вазе, ему нужно дать другую игрушку или отвлечь другой игрой.
Сама природа нам подсказывает, что дети
рождаются, чтобы радоваться.
Но с возрастом все меняется, и чем старше
становится человек, тем меньше он слышит в свой адрес положительных слов,
даже когда он их заслужил.
Люди обычно скупы на похвалу. Но из самых
благих побуждений они готовы своих близких критиковать, осуждать, язвить,
высмеивать, подначивать, укалывать, поддевать и т.п.
Это иногда приводит к недопониманию и
большим неприятностям.
Например, одна молодая 22-ух летняя женщина
решила похудеть – она стала придерживаться правильного питания, начала
упорно занималась в тренажерном зале, после каждой тренировки прыгала на
скакалке и т.п.
За полгода она сбросила 20 кг лишнего веса –
с 92 кг до 72 кг.
Но когда похвалилась своими успехами перед
мужем, то была ошеломлена его ответом: "Это
мало! Подумаешь, 72 кг. Вот когда будет 62 кг – это будет нормально".
На молодую женщину эти слова подействовали
обратным образом. Так как все ее немалые усилия оказались неоцененными, то
она бросила тренировки, вернулась к прежнему питанию и вскоре опять набрала
вес. И только через несколько лет она нашла в себе силы вновь
заняться похудением.
Всего одно неправильное предложение может
свести к нулю все усилия. Как не попадать в такие ситуации и постепенно
приучать близких к положительным подкреплениям, я расскажу в
курсе "Идеальная мотивация".
Каждый, кто научится использовать
положительные подкрепления, сделает свою жизнь намного более интересной
и эффективной.
Например, с помощью использования
положительных подкреплений можно научиться быстрее заучивать стихи.
Для этого надо начать учить стих с конца
– с последнего четверостишия.
В этом случае Вы всегда будете двигаться от
неизвестного материала к известному и знакомому.
Только каждое новое четверостишие будет
незнакомым, а все следующие – будут уже выучены, и это воспроизведение
материала, который уже хорошо усвоен, является подкрепляющим действием.
Когда человек учит стихотворение как обычно
- в том порядке, как оно написано - , то вынужден всегда продираться по
незнакомому материалу, и это, конечно, никаким положительным подкреплением
не является.
Не удивительно, что так мало школьников
любят заучивать стихи.
Зато заучивание стихов наоборот – от
конца к началу – делает процесс и более быстрым, и более интересным, и более
приятным.
В том же порядке – от конца к началу - можно
заучивать роли в пьесе, музыкальные произведения, речь для выступлений и
мн.др.
Любую сложную последовательность действий
лучше заучивать в обратном порядке.
Когда делают торт, то глазурью его украшают
в последнюю очередь.
Но если Вы хотите, чтобы ребенок научился
готовить торт и получал от этого удовольствие, то начать обучение так же
нужно с конца: попросите ребенка помочь Вам украсить торт глазурью.
Друзья, как можно шире используйте
положительные подкрепления в своей жизни.