В далекие седые века существовало тайное
знание, которое было запрещено передавать обычным людям.
Этим знанием владели древние мудрецы,
которые делились знанием только из уст в уста, от учителя к ученику.
Считается, что сейчас это тайное знание
утеряно.
Но так ли это?
Приоткрыть завесу над сутью древнего
тайного знания поможет нам одно из писем Александра Македонского
своему учителю – Аристотелю.
Вот как об этом письме рассказал Плутарх
в жизнеописании Александра Македонского:
- Находясь уже в Азии,
Александр узнал, что Аристотель некоторые из этих учений обнародовал в
книгах, и написал ему откровенное письмо в защиту философии, текст которого
гласит:
"Александр Аристотелю желает
благополучия!
Ты поступил неправильно,
обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания.
Чем же будем мы отличаться
от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны,
сделаются общим достоянием?
Я хотел бы превосходить
других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах.
Будь здоров".
Успокаивая уязвленное
честолюбие Александра, Аристотель оправдывается, утверждая, что эти учения
хотя и обнародованы, но вместе с тем как бы и не обнародованы.-
Обратите внимание на слова Аристотеля о том,
что "учения хотя и обнародованы, но
вместе с тем как бы и не обнародованы".
Как это можно понять?
Объясняется все очень просто.
Суть в методике обучения: философы
античности беседовали с учениками, а не просто читали лекции.
В частности, об Александре известно, что он
часто прерывал Аристотеля вопросами и спорил с ним, а
Аристотель разъяснял ученику теоретические положения с помощью
многочисленных примеров.
Опубликованные же Аристотелем тексты
представляют собой даже не конспект, а сухой скелет учения, и
превратить его в конкретное практическое знание, которое может быть
применено в жизни, исключительно трудно.
Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть
какое-нибудь сочинение Аристотеля, например "Логику".
Это две сотни страниц, заполненных
перечислением различных логических фигур, каждая из которых дана в
отвлеченной форме.
Ни одного конкретного примера Аристотель не
дает. Поэтому изучить логику с
помощью такого текста невероятно сложно.
Чтобы понять идеи Аристотеля, а не просто
зазубрить, читатель должен сам придумать пример на каждое правило, а
потом проверить себя, сочинив еще несколько практических примеров, и
убедиться в том, что он не допустил ошибки при этих умственных операциях.
Такая работа по силам только единицам, людям
с особым, редко встречающимся складом ума.
Т.е. мудрецы древности вполне могли
опубликовать правила логики или теорему Пифагора, но без пояснений эти
публикации не имели никакого смысла.
Таким образом, в то время тайным знанием,
запрещенным к передаче обычным людям, считались пояснения и практические
примеры.
Если говорить современными терминами, то
теория не считалась тайным знанием, тайным знанием считался задачник с
примерами решений.
Итак, друзья, то, что раньше считали тайным
эзотерическим знанием, сейчас изучают в школах и университетах.
Красивая идея тайного и утерянного сейчас
знания, которое дало возможность таким людям, как Аристотель и
Александр, достичь мирового признания, всего лишь миф.
Кстати, в моей книге "Питание для тела и
ума" тоже нет никакого тайного знания. Все, написанное в ней, хорошо
известно специалистам, т.к. изложено в научных статьях и диссертациях по
биологии, медицине и психологии.
Я - всего лишь переводчик с научного языка
на общепонятный язык.