В исторической науке прижился термин "Катастрофа
бронзового века" – это период перехода от бронзы к железу
в XIII-XI веках до нашей эры.
Бронзовое оружие, существовавшее до этого,
было очень хрупким и дорогим, поэтому армии бронзового века были небольшими
и состояли исключительно из профессионалов, посвятивших всю жизнь войне.
В результате, войны бронзового века были
не слишком кровопролитными: малое количество воинов физически не было
способно убить большое количество мирного населения противника, а
профессиональных бойцов зачастую предпочитали не убивать, а перекупать.
Все изменилось после изобретения железа
и его широкого распространения.
Оружие стало гораздо более дешевым и
доступным, размеры воюющих армий резко увеличились, а кровопролитность
военных действий достигла настолько эпических размеров, что стал
вопрос о выживании человека, как вида.
В этот период были уничтожены многие центры
древних цивилизаций.
Неотягощенные моралью бойцы противоположных
армий уничтожали все, до чего могли дотронуться, и убивали всех,
кто попадался на пути (обычно это были мирные жители).
В это время была сожжена и истреблена
Хеттская цивилизация, уничтожена Египетская империя, разграблены и
испепелены Кипр и Сирия, убито 90% населения греческих городов, дважды
разорена и окончательно погублена Троя, разграблен Вавилон, разрушена
Месопотамия и мн.др.
В считанные столетия гигантские
пространства, на которых процветали древние цивилизации, обезлюдели и
покрылись пеплом пожарищ.
Древние греки назвали этот период "Тёмные
века".
Это были века тотального взаимоуничтожения
древними цивилизациями друг друга.
Человечеству для того, чтобы выжить в
тех новых условиях широкой доступности смертоносного оружия,
потребовался мировоззренческий скачок.
И этот скачок произошел.
Карл Ясперс
назвал этот скачок "Осевым временем":
в разных частях света - от Греции до Китая - независимо друг от друга стали
появляться уважаемые мудрецы, которые проповедовали одно и то же.
Они проповедовали то, что сейчас называют "Золотое
правило нравственности", которое и положило конец масштабным
кровопролитиям.
В древнем Китае ученик спросил Конфуция:
"Можно ли всю жизнь руководствоваться одним
словом?" Учитель ответил: "Это слово -
взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе".
В древней Индии в "Махабхарату" вошли
слова: "Пусть [человек] не причиняет другому
того, что неприятно ему самому. Таков вкратце универсальный закон бытия...".
Заратустра
в древней Персии сказал: "Счастье тому, кто
желает счастья другим".
Аристотель:
"Ведите себя с друзьями так, как хотелось бы,
чтобы они вели себя с вами".
В иудаизме: "Возлюби
ближнего твоего, как самого себя" (Лев. 19:18). Поясняя эту фразу,
один из иудейских законоучителей сказал: "Не
делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное -
комментарии".
Позже это правило перешло в:
- христианство - "Итак
во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними, ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7:12);
- и ислам - "Делайте
всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим
того, чего вы не желали бы себе" (изречение Мухаммеда о высшем
принципе веры).
Это правило не утратил своего
терапевтического значения и сейчас.
Следование этому правилу резко снижает
агрессивность и нервозность.
Например, если Вы на кого-то обижены, то
подумайте, а может быть и Вы чем-то задели этого человека и повели себя не
совсем по золотому правилу нравственности
и поступили с ним так, как не желали бы, чтобы поутспили с Вами?
Понимание того, что и Вы сами может быть не
во всем правы в случае какой-то ссоры, может способствовать резкому снятию
конфликтного напряжения и победе миролюбия.
Психологи иногда советуют поступить еще
определеннее – поставить перед собой пустой стул (или несколько),
вообразить себя человеком (или поочередно несколькими людьми, если конфликт
затрагивает многих), с которым не складываются отношения и высказать взгляд
на ситуацию от его имени.
Это позволит понять точку зрения
другого человека.
Хочу привести один пример, описанный в книге
Гулдинг М., Гулдинг Р. "Психотерапия нового решения".
В этом методе используются пустые стулья.
Пациенту (в данном случае девушке по имени
Верна) предлагается по очереди сесть на каждый стул и от лица родственника
(матери, потом отца, бабушки и т.д.) высказать накопленную обиду.
Вот как это проходит:
Верна:
(Сидя). Я - мать. Я обвиняю мужа в том, что он
поломал мне жизнь.
Психолог:Хорошо. Мама, расскажи, как он поломал тебе
жизнь.
Верна:Через два года после свадьбы он сбежал с другой
женщиной. Он вернулся, но я никогда не могла забыть...
Психолог:
Пересядьте.
Верна
(пересела на другой стол): Я - отец. Я обвиняю
жену в том, что она поломала мне жизнь своим вечным нытьем.
Психолог:
Пересядьте.
Верна
(на новом стуле): Я - бабушка. Я обвиняю мужа в
том, что он поломал мне жизнь. Он увез меня от матери и никогда не
зарабатывал достаточно денег в Америке.
Верна
(начинает смеяться, пересаживаясь на другой стул):
Я - дедушка. По-настоящему хороший мужик. Я
обвиняю капитализм в международном заговоре против трудящихся.
Верна
(опять пересаживается, продолжая усмехаться): Я
- тетушка Мод. Замечательная старенькая тетушка Мод. Ее жениха ударил
копытом мул... и она умерла старой девой. Я - тетушка Мод. Я обвиняю мула в
том, что умру девственницей!
На этом месте вся группа вместе с Верной
покатывается со смеху.
Верна
говорит: "Итак, что я должна делать? Знаю.
Когда мне захочется кого-нибудь в чем-нибудь обвинить, я сразу же
вспомню тетушку Мод и мула".
Итак, друзья, если Вы включены в какую-то
конфликтную ситуацию и кого-то обвиняете, то вспомните про тетушку Мод и мула и оцените,
насколько объективны Ваши обвинения, и стоит ли ради них отказываться от
соблюдения золотого правила нравственности.
"Как хотите,
чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" – это
надежная основа ровных и добрых отношений со всеми близкими.