← Ноябрь 2007 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
9
|
10
|
11
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.faleev.com
Открыта:
18-03-2004
Статистика
-2 за неделю
Школа своего Тела
Добрый день, друзья! Главный закон современной психологии. В июле 1889 года венский врач Зигмунд Фрейд сделал величайшее открытие, которое легло в основу современной психологии. К сожалению, даже сейчас, спустя почти 120 лет, мало кто знает об этом открытии. А между тем, в этом открытии содержится ключик к борьбе с неврозами и последствиями неврозов (например, такими, как переедание, алкоголизм, головные боли, вегето-сосудистая дистония, психосоматические заболевания и т.п.) поэтому было бы крайне важно внимательно изучить этот закон человеческой природы, обнаруженный Фрейдом. Именно этому важному закону психологии я и хочу посвятить сегодняшний выпуск. Однако начну издалека. История медицины знала мрачные страницы. Сначала болезни объяснялись изречением Блаженного Августина (жил в V веке н.э.), который сказал: "Нет болезней не от колдовства!". Все болезни считались злом и лечились в первую очередь молитвами. Неврозы и нервные заболевания считались наваждением дьявола, поэтому, если молитвы не помогали, то таких больных начинали бичевать, истязать и пытать. Если и это не приводило к выздоровлению (считалось, что демон упорствует и не хочет покидать тело), то больных просто сжигали. Впрочем, постепенно отношение к заболеваниям стало изменяться. Однако, даже всего 300 лет назад врачи не имели никакого представления ни о системах кровообращения, ни о физиологии, ни о гормональной системе. Врачи шли на ощупь, используя в лечение далекие от реальности (а порой и совершенно нелепые) теории. Часть врачей (например, Максуэлл, 1679) считали, что тело обладает особым жизненным духом, а болезнь возникает только при уменьшении количества этого духа. Универсальным средством лечения в этом случае являются способы усиления жизненного духа. Ну а так как часть жизненного духа содержится в экскрементах (кал и моча), то получалось, что экскременты способны излечивать болезни. Больным давали нюхать "старую" мочу и втирали кал. (К моему удивлению, остатки этой теории до сих пор живы в трудах "целителя"-уринотерапевта Г.П.Малахова). Большая часть врачей считали, что болезнь можно просто механически удалить из тела, поэтому использовали только такие средства, как кровопускание, клизмы, рвота, пиявки, холодная вода и чихание. Лечение пациентов сопровождалось ужасными мучениями и страданиями. Мы сейчас с трудом можем себе представить практику медицины того времени, но сохранились некоторые воспоминания современников. Например, один из историков медицины сообщает, что главный врач Людовика XIII делал королю в течение одного только года 212 промываний и 47 раз пускал кровь. Врачи другого короля - Людовика XIV - вели ежедневный дневник - бюллетень, который сохранился и до нашего времени. Король страдал от энтерита и от солитера. Лечение, которое ему назначили, одно - рвотное и слабительное. Сначала процедуры проводились каждый месяц, затем каждые три дня, затем шесть дней подряд. По воспоминаниям принцессы Елизаветы Баварской: "Как-то в апреле 1701 года, когда Людовику XIV исполнилось 62 года, ему с целью профилактики пускают кровь, беря не одну, а пять мер крови. Короля сильно изменило то, что он потерял все свои зубы. Вырывая его верхние коренные зубы, дантисты вырвали добрую часть его нёба". Замечу, что Людовика XIV лечили лучшие профессора того времени. О том, как лечили простой народ можно только с содроганием догадываться. Людовик XIV обладал от природы крепким здоровьем, но даже его организм не выдержал и сдался врагу, оказавшемуся страшнее болезней, - медицине. Прошел почти век со дня смерти Людовика XIV (он умер в 1715 г.), но в медицине ничего не изменилось. В 1799 году от воспаления легких скончался первый американский президент Дж.Вашингтон. Известно лечение, которое прописали ему лучшие врачи США: ему дали выпить смесь мелиссы, уксуса и масла, что вызвало у больного рвоту и сильное расстройство желудка, от которого Дж.Вашингтон впал в бессознательное состояние. Врачей это не остановило, они начали накладывать раздражающие компрессы, чтобы вызвать образование пузырей на коже ног и груди. Одновременно больному пустили кровь - несколько раз по 0,5 литра. Вскоре президент скончался. А вот как лечили неврозы еще через 50 лет - уже в середине XIX века: "Больного сажают на смирительный стул, привязывают, делают кровопускание, ставят 10-12 пиявок на голову, обкладывают тело ледяными полотенцами, льют на голову 50 ведер холодной воды, дают хороший прием слабительной соли." (это рецепт лечения от Главного (!) врача Бреславской больницы К.Ж.Неймана). И нет никаких сомнений, что этим рецептом активно и широко пользовались. Мы, сейчас, избалованные обезболивающими средствами, привыкшие к тому, что врач работает в перчатках, использует стерильные инструменты, не можем себе представить ужасное состояние медицины тех лет. Операции тогда делались по живому, поэтому для того, чтобы человек не умер от болевого шока, его старались привести в бессознательное состояние. Для этого широко использовались наркотики и яды - опий, болиголов, конопля, алкоголь и т.п. В начале XIX века для обезболивания стали применять сильное кровопускание - оказалось, что если выпустить из пациента примерно литр крови, то человек теряет сознание, и во время этого обморока можно успеть сделать операцию. Итак, даже 200 лет назад все, что было связано с медициной, автоматически означало - боль и страшные мучения. Обращения к врачам старались избежать всеми силами. Женщины, которые ехали рожать в больницу, навсегда прощались с мужьями, т.к. смертность рожениц была просто огромна. (А причина такой смертности, как позже выяснилось, была в элементарном - врачи просто не мыли рук). А теперь переходим к самому интересному. В середине XVI века врачи обратили пристальное внимание на свойства магнита. Все тела подчиняются силе тяготения, и только один магнит может проявлять активность - он может двигать железо. "Магнит таит в себе неведомую силу" - решили философы и врачи. И после этого задались важным вопросом - "а может быть магнит может так же хорошо притягивать человеческие болезни, как он притягивает опилки?". Многочисленные попытки использовать магнит в качестве средства лечения ПОДТВЕРДИЛИ эту мысль. Известный врач того времени Парацельс писал в 1589 году о своей практике многочисленных исцелений, сделанных с помощью магнита. Прикладыванием обычного магнита Парацельс обезболивал, "оттягивал" грыжу, "вытягивал" желтуху и водянку, исцелял переломы и раны. И многое-многое другое. Так началась эпоха магнитизма - лечения заболеваний с помощью магнита. По воле случая магнитизмом увлекся 40-летний врач Антон Месмер. Однажды он попробовал, по совету своего приятеля, приложить магниты к пупку пациента, страдающего кишечными коликами. Боли прошли. После этого Месмер начал использовать магниты постоянно. Он лечил магнитами головные боли, спазмы сосудов, зубы, ломоту в суставах и мн.другие заболевания. Но однажды происходит странное - Месмер проводит перед пациентом рукой без магнита, а пациент все равно выздоравливает. "Дело не в магните!" - понимает Месмер. Он отказывается от использования магнита и начинает лечить людей пассами руками и легкими прикосновениями. Теперь он уверен, что людей исцеляет не магнит, а влияние (флюиды), исходящие от человека. Так начала зарождаться психотерапия: Месмер случайно открыл силу влияния человеком на человека. И что самое важное - метод Месмера, действительно лечил людей. Его практика была настолько успешной, что он скоро открыл лечебницу, в которой постоянно толпилось множество самого разного народа всех сословий. Мы помним какое это было время - официальная медицина лечила в то время только посредством тяжелых страданий, с помощью молотка и зубила. И тут вдруг появляется врач, который лечит простым движением рук. Месмера стали называть Doctor mirabilis (чудесный доктор). Успех Месмера легко объяснить. У каждого времени свои неврозы. Тот период истории человечества характерен тем, что это было время повальной истерии, заболевания свирепствовавшего в промежутке XVII-XVIII веков. 80-90% всех заболеваний были психосоматическими, т.е. вызванными нервными срывами. Месмер занимался тем, что сейчас называется психотерапия неврозов. Наплыв желающих исцелиться был такой большой, что Месмеру пришлось придумывать специальное устройство. То было время открытия электричества. Месмер, уверенный, что и от него истекает нервная энергия, напоминающая электричество, соорудил деревянный чан, наполненный железными опилками и стеклом. Из чана вытягивались стальные стержни и ручки, за которые могли подержаться желающие. Месмер был уверен, что он заряжает своим магнетическим флюидом этот чан, чан сохраняет в себе этот заряд, поэтому любой, что подержится за ручки чана, будет исцелен. Процедура исцеления от чана проходила в полутемном помещении и сопровождалась специальной музыкой, которую придумал Месмер. Люди, ожидавшие чуда, попадая в такое помещение постепенно впадали в транс, и действительно излечивались. Но поток страждущих был так велик, что Месмеру пришлось начать заряжать воду, принесенную больными, деревья в парке. И что самое важное, терапевтический эффект всего этого магнитизма был чрезвычайно велик. Многие люди действительно выздоравливали от самых разных заболеваний. Месмер понял одно особо важное правило - чтобы выздороветь, пациент должен был верить в исцеление. Чем сильнее вера, тем быстрее пациент впадал в транс и быстрее излечивался, поэтому Месмер специально окутывал свою личность магическим ореолом, усиливал свой авторитет. И это приносило свои плоды - толпы людей, жаждущих целебных прикосновений, осаждают дом Месмера, его приглашают вельможи в свои замки, он становится врачом королевских семей, его консультации принимают в Баварии и Венгрии, пишут газеты. И везде он добивается успеха - люди, действительно, становились здоровыми. Он берется за тех, от кого отказалась официальная медицина, и они тоже выздоравливают. Замечу, что в этот период Месмер не брал со своих клиентов денег - он был и так достаточно богат за счет удачной женитьбы. Однако врачи Вены, быстро теряющие свою практику, были мягко говоря, не довольны шумным успехом Месмера. Они приложили не мало сил, чтобы выставить его соблазнителем молоденьких девушек в глазах императрицы Австрии Марии Терезии, которая слыла самой рьяной поборницей нравственности в Европе. Несмотря на все терапевтические успехи Месмера, ему приказали под угрозой ареста покинуть страну. Месмер вынужден бросить все и уехать. Направился он в Париж. В Париже Месмера знают мало - он все вынужден начинать с самого начала. Даже хуже, чем с начала. Если в Вене у него был дом и богатства жены, то теперь у него нет ничего. Однако он опять начинает лечить людей. И опять, в отличие от врачей официальной медицины, число счастливых исцелений у него растет каждый день. Среди излеченных им людей появляются писатели, адвокаты, политики, банкиры, а позже и высшее дворянство Франции - принцы, герцоги и бароны. Все эти люди многие годы безуспешно лечились у лучших врачей Франции, но безуспешно. Месмеру потребовалось 4 года, чтобы окружить себя толпой исцеленных поклонников. Он опять стал известным. Теперь Месмер уже берет гонорары за свое лечение и быстро становится одним из самых богатых и знаменитых людей Франции. Он купил себе сначала особняк, а потом и отель, в котором и организовал клинику. Перед клиникой всегда стоит множество колясок и кабриолетов. Такого Франция еще не знала. Мода на Месмера проникла во все слои общества и на целых 5 лет затмила моду на все остальное. Признаком хорошего тона считалось лечение у Месмера, увлечение флюидами становится повальным, все друг друга магнетизируют. Однако и здесь повторился венский вариант событий. Успех породил ненависть терявших клиентуру врачей. Кроме того, огромная популярность Месмера у народа страшила королевский двор - Франция была на пороге революции. В то время врач не мог касаться женщины. Для целей обследования женщин каждый врач носил с собой куклу, на которой женщина указывала место, которое у нее болит. Королю Людовику XVI было доложено, что Месмер использует в своей практике - неслыханное дело! - прикосновения к женщине. "Магнетические лечение опасно для нравов" - такой вывод был сделан в секретном рапорте, положенном на стол королю. Месмера официально обвинили в аморальности. В результате Месмер вынужден покинуть Париж, город, который уже через 3 года будет ввергнут в пучину революции. Во время революции Месмер теряет все свои накопленные богатства, зато сохраняет жизнь. Месмер - выдающийся врач-психотерапевт, которого принимали короли и императоры - доживал свои годы спокойно в тихой швейцарской деревушке, среди крестьян и сыроваров. Скончался основоположник современной психологии в 1815 году в возрасте 81 года. Месмер - самая обсуждаемая фигура XIX века. Даже о Руссо, Вальтере и Дидро писали и спорили меньше, чем о Месмере. И до Месмера знали о силе внушения, но только он своими многотысячными опытами продемонстрировал его вездесущесть и универсальность. Идеи Месмера дали свои плоды. Еще тогда, когда Месмер жил в Париже, его курсы магнетизма начала посещать молодой артиллерийский офицер Арман Пюисегюр (ему было тогда чуть больше 30 лет). Вдохновленный опытами Месмера, Пюисегюр тоже хочет попробовать свои возможности в исцелении больных людей. В период небольшого отпуска, который ему дали на службе они приезжает в свое имение и сразу же встречает своих первых пациентов - у дочери управляющего болят зубы. Он начинает ее магнетизировать по методу Месмера - наложение рук на больное место или голову, поглаживание и пассы руками - и через 10 минут боль проходит. Затем он излечивает больного лихорадкой, затем помогает избавиться от болей в желудке. Так начинает разрастаться слава Пюисегюра, как лекаря. Однако, очень скоро, во время одного из сеансов лечения, пациент с воспалением легких, повел себя очень странно. Он быстро впал в странное состояние - было такое ощущение, что он спал стоя, глаза его закатились, тело стало восковым, а лицо окаменело. Пюисегюр, испуганный необычным поведением пациента, поспешил его положить на кушетку. Однако это удалось с большим трудом, т.к. пациент словно бы одеревенел. Пюисегюр из любопытства стал изменять положения его рук, предплечий и пальцев - окащалос, что они удерживались без вского видимого напряжения в самых причудливых положениях. Пюисегюр хотел прекратить лечение, но не знал, как это сделать. Он потрес пациента, но тот не проснулся. Тогда он попробовал его слегка уколоть иголкой - это не помогло. Даел ему нюхательные капли, применяемые при обмороках - это так же не имело никакого эффекта. Пациент не реагировал ни на что - ни мимикой, ни жестом. Совершенно спонтанно он скомандовал: "Встать!" К изумлению Пюисегюра, пациент тут же послушно встал. "Марш!" - пациент пошел И тут неожиданно для себя Пюисегюр с ним заговорил. И - чудо! - парень ответил, да так складно, и внятно, как никогда до этого не говорил. В жизни это был скромный парень-пастух, который заикался и разговаривал на местном диалекте. Сейчас же он заговорил длинными фразами с хорошо согласованными падежами на правильном французском языке. Пюисегюр приказал пастуху сесть, и парень вальяжно развалился в кресле, держался он при этом с большим достоинством и заговорил нравоучительным тоном. Было чему удивиться. Пюисегюр приказал парню открыть глаза. Парень постепенно пришел в себя, стал опять забитым и неуверенным. И что самое удивительное - они ничего не помнил. И еще важный факт - после первого же сеанса прошли насморк и воспаление в легком. Так было открыто состояние гипноза. Месмер не практиковал обращение к пациентом с помощью слов. Он действовал только руками, предполагая, что через руки передает пациенту часть психической силы - флюид. Пюисегюр первый, кто обнаружил эффект введения человека в гипноз (и управление человеком в гипнозе) с помощью слов. Пюисегюр начинает свои опыты. Он пробует отсроченное внушение - внушает пастуху, что у того завтра в три часа будет зуд. Зуд действительно возникает. Он экспериментирует с памятью пастуха - она оказывается практически беспредельной. Находясь под гипнозом, он помнит все с самого рождения. Каждую мельчайшую деталь жизни. Пюисегюр обнаруживает небывалые реакции у пастуха, находящегося под гипнозом: он не чувствует боли. При этом слух, обоняние и зрение улучшаются в несколько раз и намного превосходят органы чувств обычного человека. Пюисегюр продолжает свои опыты с гипнозом и собирает первые факты, относящиеся к этому необычному состоянию. Он дет этому состоянию свое название - "искусственный сомнамбулизм". Он понимает целебность этого состояния - так у пастуха со временем прошли, и мучавшие его боли в желудке, и исчезли бородавки, покрывающие тело. Это состояние не только полезное, но и очень приятное - у человека, погруженного в гипноз, нет огорчений и забот, ему становится понятна суть явлений. Вот как описал это ощущение, вдохновленный сомнамбулизмом английский поэт Уильям Блейк: "В одном мгновенье видеть вечность, огромный мир в зерне песка, В единой горсти бесконечность и небо - в чашечке цветка". Сомнамбула (человек, находящийся под гипнозом,) испытывает непередаваемую легкость и на глазах меняется - скучный становится веселым, робкий - уверенным, уставший - бодрым и т.д. Пюисегюр, вдохновленный своими опытами, начинает бескорыстно лечить всех людей, которые к нему обращаются за помощью. Пюисегюр был маркизом и богатым человеком. Он мог, как и другие офицеры того времени изнывать от скуки, играть в карты и предаваться кутежам. Но его влечет иное - он хочет помогать людям, поэтому затрачивает собственные средства на лекарства и питание больных. Он ежедневно самоотверженно до самой смерти работает в больнице Святой Магдалины и умирает в почете, окруженный вылеченными им людьми. Опыты Пюисегюра, посвященные изучению гипноза, начали проводить другие врачи. И вот мы подходим к тому моменту, когда молодой 33-летний венский врач Зигмунд Фрейд в июле 1889 года направился в город Нанси, чтобы понаблюдать за опытами Бернгейма с отсроченным гипнотическим внушением. Бернгейм ввел человека в состояние гипноза и внушил ему, что после того, как тот будет выведен из гипнотического транса, то должен будет подойти к вешалке, взять зонтик одного из гостей, открыть его и пройтись с этим зонтиком по веранде. Все так и случилось - испытуемый, после того, как проснулся, взял зонтик, вышел на веранду и дважды там прошелся. Когда его спросили, что он делает, испытуемый ответил, что в этом поведении нет ничего странного, он так часто любит прогуляться и подышать свежим воздухом. Когда его спросили, а почему у него чужой зонтик в руках, тот смутился и отнес его на вешалку. Именно эти объяснения и поразили Фрейда. Он увидел за этим следующую закономерность: человек совершил поступок, по причине ему самому не известной (в данном случае это было внушение), а в последствии придумал объяснение своим действиям, причем при этом он был совершенно искренен. Фрейд задался вопросом - а не так ли ведут себя люди и в обычном состоянии? Может быть они точно так же совершают поступки под влиянием каких-то сил, а потом вполне правдоподобно и убедительно их оправдывают. Так, основываясь на анализе поведения людей под гипнозом, был открыт основной закон работы человеческой психики, перевернувший все традиционные представления: - поведением человека руководит что-то, что находится вне пределов его сознания и никак не осознается им (истинный источник поведения находится в бессознательном); - человек всегда старается объяснить свои поступки логически, оправдать их. Но фокус в том, что эти объяснения, хоть и логичны, но никакого отношения к реальности не имеют. Фрейд впервые обратил внимание на истинного хозяина поведения человека - на бессознательное. И впервые задумался о том, что возможно, все наши мысли о причинах наших поступков - всего лишь химера, фантазия, не имеющая никакого значения игра разума. А это значит, что течением мыслей и сознательными установками человека можно достаточно легко управлять. И это, действительно, было многократно проверено на практике. Например, с помощью этого закона китайские психологи смогли поменять мировоззрение американских солдат. Во время Корейской войны многие пленные американские солдаты (ярые поборники демократии и противники коммунизма) оказались в лагерях для военнопленных, созданных китайскими коммунистами. Китай-цы обращались с пленными не так, как их союзники, северные корейцы, они не использовали суровые наказания и жестокое обращение для того, чтобы достичь повиновения. Сознательно избегая видимости зверства, китайцы использовали психологию, для того, чтобы сделать американских солдат более послушными и лояльными. Например, китайцы без всякого принуждения сумели заставить американцев доносить друг на друга и публично выступать с антиамериканскими заявлениями, что поразительно контрастировало с поведением американских воен-нопленных во время Второй мировой войны. Вот как это достигалось. Пленных часто просили делать антиамериканские и прокоммунистические заяв-ления в настолько мягкой форме, что эти заявления казались не имеющими значения ("Соединенные Штаты несовершенны", "В социалистических странах нет безрабо-тицы"). Однако такие заявления имели большие последствия. Человека, который только что согласился с тем, что Соединенные Штаты не со-вершенны, можно спросить, почему, по его мнению, это так. После этого его можно попросить составить список "проблем американского общества" и подписаться под ним. Затем его можно попросить познакомить с этим списком других пленных. Позд-нее этому человеку можно предложить написать очерк на данную тему. Китайцы затем могли использовать имя и очерк такого солдата в антиамерикан-ских радиопрограммах, которые транслировали не только на весь данный лагерь, но и на другие лагеря для военнопленных в Северной Корее, а также на захваченные американцами южнокорейские территории. Внезапно ни в чем не повинный солдат оказывался "прокоммунистом" в глазах других военнопленных - своих однополчан. Но человек устроен так, что он склонен оправдывать свои добровольные действия. Поэтому этот солдат, зная, что он написал злополучный очерк без особого принуждения, менял представление о самом себе, свои ценности и свое мировоззрение. Он начинал думать о том, что коммунизм - это и в самом деле не так уж и плохо. В итоге, военнопленный, прослывший "прокоммунистом", действительно становится прокоммунистом. Важно понимать, что главной це-лью китайцев не было получение информации от пленных. Китайцы стре-мились обработать американских солдат идеологически, изменить их позиции, вос-приятие самих себя, взгляды на политическую систему их страны, ее роль в войне, а также на коммунизм. И они весьма в этом преуспели. Доктор Генри Сигал, руководитель нейропсихиатрической экспертизы, отмечает, что связанные с войной убеждения американских солдат, побывавших в плену у китайцев, претерпели существенные изменения. Большинство этих людей вернулись в Соединенные Штаты прокоммунистически настроенными, они говорили, что "хотя коммунизм не сработает в Америке, это хорошая вещь для Азии" (Segal, 1954). Все это действие одного из законов психики: мы оправдываем свои добровольные поступки и можем для этого даже изменить свое мировоззрение. Этот же закон можно использовать для изменения отношения к вещам менее глобальным, чем мировоззрение, но очень важных для здоровья. Например, этот закон имеет прямое отношение к похудению. Именно на его основе строится часть заданий моего курса "Похудение". С помощью этих заданий мы начнем изменять отношение к продуктам, которые наиболее вредны, и которые виноваты в наборе веса. Это изменение отношения к продуктам само собой приведет к тому, что человек начнет их есть значительно меньше. В результате процесс похудения будет происходить без напряжения, комфортно и даже, можно сказать, незаметно. Кажется, что вроде бы ничего не делаешь, не сидишь ни на какой диете, не страдаешь от голода, не мучаешь себя физическими нагрузками, а при этом худеешь.
Далее идет реклама от Subscribe.Ru, к которой автор рассылки не имеет никакого отношения... |
В избранное | ||