Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа своего Тела

  Все выпуски  

Школа своего Тела


Добрый день, друзья!

Чужая память.

В начале 1960-ых годов канадский нейрофизиолог М.МакКоннел провел эксперимент, результаты которого поражают воображение.

Для своего эксперимента он выбрал ресничных червей - планарий, потому что эти черви, во-первых, быстро поддаются выработке условных рефлексов, а во-вторых, если их разрезать пополам, они быстро регенерируют.

Черви плавали в небольшом бассейне и подвергались ударам тока одновременно с включением света. Под действием точка черви сокращались.

Постепенно у червей выработался условный рефлекс - планарии стали сокращаться без ударов током, только в ответ на вспышку света. На этом учеба закончилась.

После этого обученных планарий разрезали пополам и оказалось, что после регенерации обеих половин их обучение описанному условному рефлексу проходило быстрее в 3 раза, чем изначальное обучение новичков.

МакКоннел пошел дальше, он измельчил обученных червей и скормил их необученным.

Планарии, которые съели своих обученных сородичей, приобретали условный рефлекс - они теперь тоже начинали сокращаться от вспышки света, хотя никакого обучения они не проходили.

Так был открыт механизм "переноса памяти".

Научное сообщество не поверило в результаты эксперимента. Они были слишком невероятными. Считалось невозможным, чтобы память одной особи передалась другой особи.

Опыты решили повторить, но уже несколько иначе.

Московский физиолог О.Крылов поместил планарий в крестообразный бассейн, три ветви которого были затемнены, а одна оставалась светлой.

Причем в темных отсеках планарии получали удары током, а в светлых - нет.

Планарии, в силу их природных особенностей, сначала попытались облюбовать темные отсеки бассейна, но получая удары тока постепенно "поняли", что лучше находиться при неприятном свете, чем подвергаться электрическим ударам. У них выработался условный рефлекс. Этих обученных планарий так же измельчили и скормили необученным червям. Необученные черви стали, вопреки своей природной особенности, бояться темных отсеков бассейна. Таким образом О.Крылов подтвердил передачу навыка обученных червей необученным и выдвинул предположение: в процессе обучения в нервных клетках накапливается какое-то вещество, которое "запоминало" навык и переносило его другому животному.

После подтверждения первоначального сообщения МакКоннела, круг ученых, заинтересовавшихся этим вопросом, резко расширился.

От планарий решили перейти к более развитым животным и проверить - работает там этот механизм или нет.

В 1965 году сразу четыре группы исследователей из разных регионов мира сообщили о том, что внутрибрюшинное введение крысам и мышам мозговых экстрактов, взятых от обученных животных, значительно облегчало и ускоряло выработку тех же навыков у необученных.

Грузинские ученые Р.Рижинашвили и Г.Марсагишвили провели опыты на новорожденных цыплятах. У цыплят  есть одна особенно ярко выраженая особенность. Они считают своей матерью то движущееся существо, которое увидят в первые 36 часов после вылупления. В нормальных условиях, это будет, конечно, курица. А в опытах грузинских исследователей роль наседки выполняли шары: красный и синий. Ученые разбили цыплят на две группы: одну группу приучили следовать за красным шаром, другую группу - за синим.

Далее у этих "обученных" цыплят получали мозговой экстракт и внутрибрюшинно вводили его новым, необученным цыплятам. Если экстракт был от птенца, привыкшего к красному  синим шаром, как и их донорыченным цыплятам.м шаром, другую группу - за синим.

ары: красный и сшару, то и новые цыплята начинали бегать за ним, игнорируя синий. И наоборот.

Таких экспериментов было проведено много и ученых стало больше интересовать не столько усложнение опытов, сколько выделение той пилюли памяти, которая и передавала информацию от одного животного другому.

Сообщения о первых успехах появились в 1972 году, когда Джордж Унгар сообщил о том, что смог выделить "вещество памяти" из мозга крыс, обученных бояться темноты. Это оказался пептид с маленьким молекулярным весом, состоящий из 14 аминокислот.

Пептид назвали скотофобин (в переводе с греческого "боязнь темноты").

Окрыленный успехом, Унгар выдвинул тезис - "один пептид - один акт поведения" и стал искать другие пептиды памяти, уже у крыс, обученных реакции на звонок. Поиски увенчались успехом, и был найдет второй пептид, который назвали амелитин (от греческого "безразличный").

Далее группа Унгара начала искать пептиды памяти у золотых рыбок и в результате смогла выделить не только несколько пептидов, отвечающих за некоторые навыки, но и выявила один принципиально новый факт. Оказалось, что крисиный скотофобин заставлял бояться темноты не только мышей, но и золотых рыбок. Пептиды памяти переносят навыки не только между особями одного вида, но и другим животным!

Ученики Дж.Унгаро начали проводить эксперименты по использованию пептидов памяти в лечебных целях. Они повреждали небольшой участок передней дольки мозжечка крыс, и в результате крыса начинала хромать. Постепенно крыса привыкала к хромоте и начинала двигаться все более и более проворно. Тогда из ее мозга выделялся этот пептид памяти и водился другому хромому животному. В результате хромое животное намного быстрее адаптировалось к хромоте.

Эти опыты проводятся и в настоящее время. Так в Институте экспериментальной медицины РАМН в Санкт-Петербурге выделили пептид памяти, который появляется в спинномозговой жидкости человека, перенесшего односторонний паралич и вылечившегося от него. Введение этого пептида экспериментальным животным, имеющим паралич, вызывало излечение животного.

Т.е. пептиды памяти могут передаваться как от животного человеку, так и от человека - животному.

Конечно, не всегда с пептидами памяти прямо передается та или иная форма поведения, но, во всяком случае, многократное ускорение обучения наблюдалось всегда.

Перспективы, которые открываются перед современными исследователями, очень широки.

Можно тренировать животных на определенные реакции - как физические (быстрый бег по команде; тренировка акробатических номеров; различные специальные двигательные реакции), так и психологические (негативная реакция на курение, алкоголь, калорийную пищу; положительное отношение и тяга к здоровой пище, физкультуре, книгам и т.п.) - , выделять из мозгового вещества пептиды памяти и вводить их человеку, чем значительно ускорять появление этих навыков.

Пептиды так же можно вполне безопасно выделять из спинного мозга талантливых хирургов, композиторов, спортсменов и т.п. и вводить их подросткам, делая обучение какому-либо искусству гораздо более быстрым и простым.

Пока что этот процесс тормозиться тем, что пептиды памяти, полученные искусственным путем, оказались гораздо менее эффективными, чем их естественные аналоги, непосредственно выделенные из мозга.

Но все идет к тому, что лет через 20 необходимые для обучения навыки или привычки можно будет заказать в аптеке...

*******

Промежуточные результаты прохождения курса "Похудение".

Письмо: Алексей, здравствуйте!

Хочу сообщить Вам о своих достигнутых  результатах за первый месяц..............

на 1 июля мой вес был 90 кг

на 1 августа ...................86 кг!!!!!!!!

Если учитывать, что мой образ жизни малоподвижен (рассеянный склероз, все перемещения в пределах квартиры), похудеть на 4 кг за месяц для меня это ЗДОРОВО!!!!!!

Всё описано очень доходчиво и понятно, и самое главное без каких бы то ни было издевательств над собой!

С нетерпением жду задания на второй месяц!

Алексей, спасибо Вам большое!!!!

                                                            С уважением

                                                                      Пётр

Комментарий: Меня часто спрашивают - какие есть противопоказания для прохождения курса; есть ли смысл заниматься курсом, если образ жизни малоподвижный.

Противопоказаний для прохождения курса нет. Единственный случай, при котором несколько заданий курса нужно несколько подкорректировать - это беременность. Во всех остальных случаях задания нужно просто выполнять. И результат обязательно будет.

Даже при таком тяжелом заболевании, как рассеянный склероз, с существенным ограничением подвижности, результат будет.

Потому что основа похудения - вовсе не физические нагрузки, а изменение пищевых привычек, т.е. работа с собственной психикой.

Уровень физической активности - это не главный, а вторичный фактор похудения. Похудеть можно и не вставая с дивана.

Пожелаем Петру успехов!

 

К содержанию

 

Фалеев Алексей, telo_for_you@mail.ru

Внимание! Если нет явного запрета, письма могут быть процитированы в рассылке!

*******

Бумажные версии моих книг можно приобрести в Интернет-магазине http://www.ozon.ru/?context=all_search_list&searchstring=%d4%e0%eb%e5%e5%e2

Архив рассылки - http://subscribe.ru/archive/sport.news.telo/

К содержанию

  Школа

 

Почитать мои

статьи и книги

Курс

"Похудение"

Фотографии

похудевших

Некоторые

отзывы

Заказать

курсы

Об авторе

 

Далее идет реклама от Subscribe.Ru, к которой автор рассылки не имеет никакого отношения...


В избранное