Стоячий такелаж из веревок сегодня снова на повестке дня. В связи с бурным развитием технологий и производства исключительно прочных высокомолекулярных синтетических волокон все больше яхтсменов задумываются о замене своего такелажа из нержавеющих тросов на синтетический. С ним вы можете уменьшить вес стоячего такелажа на 80% без риска уменьшения его прочности. Мачты наших яхт простираются до 20 метров выше ватерлинии, а кили заглублены в воду до 2 метров. В смысле остойчивости это означает, что каждый килограмм
веса, добавленный на топ мачты, потребует 10 кг балласта в киль, чтобы компенсировать уменьшение остойчивости. Конечно, если вес такелажа опускается ниже к палубе, то результат становится не таким очевидным, но в любом случае, с тем же балластом, более легкий такелаж из синтетических тросов и талрепов обеспечит большую остойчивость яхты. Для одних это означает, что лодка будет меньше крениться на встречных к ветру курсах, другие думают о возможности нести больше
парусности и позволить большие нагрузки в тяжелых условиях. Говоря о веревочном такелаже, мы имеем виду ванты и талрепы из синтетических тросов, хотя здесь могут быть комбинации талрепов из нерж. стали и синтетических вант и наоборот. Проект яхты и мачты можно переработать под использованиесинтетического такелажа. Современный веревочный талреп это усовершенствованная копия традиционного талрепа, только юферсы не из дерева, а из супер-прочного пластика, а вместо тросов из натуральных волокон (пеньки, сизаля
или манилы) используются высокомолекулярные синтетические волокна Dynema, сплетенные в веревки, известные под брендом Dynex Dux, который является лидером на рынке этой продукции.
Такие концы можно сплетать традиционными методами, и таким образом, пользователь всегда может купить веревку необходимой длины и самостоятельно заделать огон юферса на его конце. Производители супер-прочного веревочного такелажа могут изготовить его по заказу из волокон, идущих параллельным пучком (что гарантирует абсолютную нерастяжимость) с уже заделанными наконечниками. Такой индивидуальный такелаж на свои лодки обычно заказывают гонщики. То, что плетеный такелаж Dynex Dux получает некоторое (минимальное)
растяжение под нагрузкой, некритично для круизера, и в любом случае, это удлинение сопоставимо с удлинением такелажа из нержавеющих тросов. Ключом к достижению такого результата есть специальная технология изготовления, при которой концы предварительно растягиваются и подвергаются термической обработке, что значительно уменьшает растяжимость материала под нагрузкой в дальнейшем.
Изумляет прочность тросов из Dynema. Так, веревка диаметром 6мм выдерживает нагрузку до 4.2 тонны, при этом 100 метров ее весит всего 2.3кг! Таким образом, в сравнении со стальными нержавеющими тросами того же диаметра, Dynex Dux имеет в два раза большую разрывную нагрузку, а весит в 7 раз меньше!