Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гунфу как мастерство Жизни

  Все выпуски  

Гунфу как мастерство Жизни Любопытные параллели


Даосизм и православие: любопытные параллели

Открытоесердце

Культуры многих народов связывают сердце с источником и хранилищем духовной жизни человека. Любопытные параллели во взглядах на сердце обнаруживаются даже между казалось-бы столь разными духовными течениями как даосизм и православное христианство.

Например, наш современник даос Мантэк Чиа пишет в своих книгах о том, что согласно даосской традиции, семя духовности хранится у человека в сердце и только сопереживание способно пробудить это семя к росту.

Он подчеркивает важнейшую роль сердца на пути духовного развития человека:

сердце является вместилищем любви, радости и счастья, способным непосредственно контактировать с источником Вселенской Любви. Кроме того, сердечный центр считается котлом, в котором сплавляются и усиливаются все добродетели. <> всю положительную энергию собирают в сердечном центре и переплавляют в сопереживание высшую из всех добродетелей. Таков наиболее эффективный из возможных путей развития и совершенствования всех положительных свойств характера человека.

В книге Секреты Дао Дэ Цзина, написанной Мантэком Чиа в соавторстве с лаоистом Дао Хуанем есть такие слова: основа человеческого совершенства берёт начало в сердце, сердце берёт начало в духовном сознании, а духовное сознание в сущности природы.

Очень похожего мнения о сердце придерживается и православная традиция в лице епископа Феофана Затворника (1815-1894) и Святителя Луки Войно-Ясенецкого (1877-1961).

Как в семени растительная жизнь пробуждается тогда, как к сокрытому в нём ростку проникает влага и теплота, и чрез них всевосстановляющая сила жизни, так и в нас жизнь Божественная пробуждается, когда проникает в сердце Дух Божий и полагает там начало жизни по духу, очищает и собирает воедино омраченные и разбитые черты образа Божия., пишет в своих трудах Феофан Затворник.

Вот еще одна его цитата:

Бог везде есть, и коль скоро находит сердце, непротивящееся Ему, входит в него и обвеселяет его. Оно и радуется и, к Нему прилепляясь, отстать от Него не хочет. Сердце, заткнутое эгоизмом, портится внутри, и дурно-дурно бывает. Обращаемся к Господу дырочка в нем просверливается трудами по новой жизни, внутреннее нечистое выходит, на место же его входит другое, чистое. Это Божеская духовная стихия Сам Господь. Чувствуя это, сердце радуется радостию жизни, почерпаемой от Господа. Господь именуется Посетителем душ Когда посетит, душа играет.

Из вышеприведённых цитат следует, что по мнению М.Чиа и Д.Хуаня сердце связывается с источником вселенской любви и с сущностью природы, а Феофан Затворник пишет о связи сердца с Богом. А может всё это одно и то же? Особенно если вспомнить фразу Бог есть любовь.

Раскрытие сердца

Для того чтобы помочь себе взрастить в сердце духовное семя, даосы используют определённые методы цигун (работы с энергией ци). Цигун это комплексная система психофизических упражнений, основной которой является одновременная работа с телом (особые позы и движения), с дыханием и с сознанием. Однако следует помнить, что цигун является вспомогательным средством, а главное условие для раскрытия сердца по мнению М.Чиа искренняя и бескорыстная помощь другим людям. Это весьма похоже на то, что А.А. Ухтомский называл доминантой на лицо другого.

В общих чертах методики цигун для раскрытия сердца можно описать следующим образом: исходное положение сидя на стуле, стопы плотно соприкасаются с полом, голова чуть наклонена вперёд, глаза закрыты, внимание сосредоточено на области сердца, дыхание медленное диафрагмальное, руки можно сложить на груди как-бы накрывая ладонями сердце и затем охватить вниманием ладони и сердце, объединяя их в единое целое. Либо просто сфокусировать свое внимание в сердце, представляя там маленький тёплый огонёк, или светящийся шарик красного или розового цвета, или распускающийся цветок. Всё это вспомогательные образы. Также можно, как пишет Чиа, мысленно улыбаться сердцу до тех пор, пока оно не начнёт улыбаться Вам в ответ.

Поразительно похожие методы работы с сердцем описывает и Феофан Затворник, давая советы молящимся. Он призывает возгреть в сердце внутреннюю теплоту, сосредотачивая на нём внимание и соединяя ум с сердцем.

Приведу ряд цитат из его трудов.

Оттого у тебя всё нестройно внутри, что там качествует разложение сил; ум идет своим чередом, а сердце своим. Надобно ум соединить с сердцем; тогда брожение мыслей прекратится, и ты получишь руль для управления кораблём души, рычаг, которым начнёшь приводить в движение весь твой внутренний мир.

При таком сердечном устроении [соединении ума с сердцем] у человека из головы переходит всё внутрь сердца, и тогда как бы некий умный свет озаряет его всю внутренность, и что он ни делает, ни говорит, ни помышляет, всё делается с полным сознанием и вниманием.

Как понимать выражение сосредоточить ум в сердце? Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце значит установить внимание в сердце и умно зреть перед собою присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением, назирая при том, чтобы ничто стороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духовной жизни.

Когда внимание сойдёт в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела. Это сосредоточение всей человеческой жизни в одно место тотчас отзывается там особым ощущением; сие ощущение и есть начало будущей теплоты. Ощущение сие, сначала легкое, всё усиливается, крепнет, углубляется, из холодного, каково оно вначале, переходит в теплое чувство и держит на себе внимание. И происходит, таким образом, что сначала внимание держится в сердце напряжением воли, силою своею внимание порождает теплоту в сердце. Теплота же сия затем держит внимание без особого его напряжения. Они затем друг друга поддерживают и должны пребывать неразлучно, ибо рассеяние внимания охлаждает теплоту, а умаление теплоты ослабляет внимание. Отсюда закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу всегда будешь в памяти Божией Теперь вопрос духовная ли это теплота? Нет не духовная! А обыкновенная, кровяная Духовною можно назвать сию теплоту только тогда, когда она сопровождается духовным и, молитвенными движениями.

Телесные при этом положения и приёмы не составляют главного дела они не больше, как приспособления. Я их тут означу еще особо: сесть в уединенном месте, преклонить голову к персям, стеснить несколько дыхание и телесные очи обратить тоже внутрь, к месту сердца, и в этом положении, собравши ум в сердце, говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!

Утренние процедуры

Также весьма схожи и утренние процедуры, рекомендованные Мантэком Чиа и Феофаном Затворником.

Проснувшись поутру, открой своё сердце прежде, чем откроешь глаза, учит даосская традиция. Для того чтобы открыть сердце, посылайте Улыбку в область сердца то тех пор, пока вы не почувствуете, что оно открывается, подобно распускающемуся цветку. Вы почувствуете, как сердце излучает и посылает во все органы любовь, радость и счастье. пишет М.Чиа.

Похожие мысли высказывает и Феофан Затворник: С первого пробуждения утром озаботьтесь собраться внутрь и возгреть теплоту. Это считайте нормальным вашим состоянием. Коль скоро нет сего, знайте, что у вас внутри неисправно. Поставив себя утром в такое собранное и согретое состояние, затем, всё обязательное надо исправлять так, чтоб тем не разорять своего внутреннего настроения, а из произвольного то, что поддерживает сие состояние, делать; что же расстраивает его, того ни под каким видом не делать: ибо это значило бы


В избранное