Казалось ничто не могло
потревожить покой жителей тихой
бельгийской деревушки Франкоршам,
расположенной на красивом холме в северных
предгорьях Арденн, к юго-востоку от города
Льеж, пока в 1920-м году двое бельгийцев - Жюль
де Тьер (менеджер газеты "La Meuse") и Генри
ван Офем (шеф спортивного отделения
Королевского Автомобильного клуба Бельгии)
не решили использовать 14-километровый
треугольник сельских дорог, соединявший
деревни Мальмеди, Ставело и Франкоршам для
автогонок.
Помимо красивого пейзажа новая трасса
обладала немаловажным достоинством - тремя
действительно длинными прямыми, которые
позволяли достичь весьма высокой по тем
временам скорости. Кроме того близость
известного грязевого курорта - Спа,
гарантировало стабильную посещаемость
туристами. Первый старт наметили на август
1921 года, но был зарегистрирован всего один
участник и гонку отменили.
Первыми трассу опробовали мотоциклисты, но
это было прелюдией в масштабной гонке 1924
года - "24 часа Франкоршам". Знаменитый
"Ле Ман" дебютировал всего годом
раньше. Первая международная гонка на
одноместных машинах - "Гран-при Европы"
прошла на бельгийской трассе в следующем
году. Стартовало семь машин, а победил
Антонио Аскари на "Альфа-Ромео".
В период с середины 20-х годов до начала
войны почти ничего не менялось,, лишь в 1939
году был добавлен один поворот, который не
изменил почетного статуса одной из самых
быстрых трасс в Европе.
После семилетнего перерыва, вызванного
войной гонки вернулись в Бельгию.. И конечно
первый чемпионат мира в классе машин "Формула-1"
не мог обойти стороной эту трассу. 18 июня 1950
года Хуан-Мануэль Фанхио стал первым
победителем "Гран-при Бельгии",
проехав 35 кругов по трассе, длиной 14120 метра.
Общая дистанция гонки - 494 километра.
Альберто Аскари. Спа. 1952 год.
Это был не предел. В последующие
шесть лет организаторы прибавили еще круг и
дистанция гонки стала 508.3 километра. Почти
рекорд. Победивший в 1952 году Альберто
Аскари преодолел это расстояние за 3 часа и 3
минуты.
Конечно обеспечить безопасность на такой
протяженной трассе было крайне непросто.
Оперативной связи не было и с момента
аварии до приезда медиков часто проходило
несколько десятков минут. 12 июня 1966 года
проблемы с безопасностью чуть не стоили
жизни гонщику. Джекки Стюарт вылетел с
мокрой от дождя трассы, врезался в столб и в
течении 25 минут был заблокирован в
поврежденной машине. Медиков нигде не было
и коллегам пришлось вытаскивать
получившего серьезные травмы пилота с
помощью подручного инструмента. Несмотря
на это организаторы не стали ничего менять
и до 1970 года "Гран-при Бельгии"
проводился на 14-километровой трассе.
В 1971 году этап не проводился, а в 1972-м
переехал в Нивель, а потом обосновался в
Зольдере. Хозяева трассы в местечке
Франкоршам не стали сидеть сложа руки и
затеяли глобальную перестройку. Было
рассмотрено несколько проектов и выбрали,
как оказалось самый удачный. В 1979-м году все
было готово.
Самые интересные повороты остались, но
новая трасса теперь соответствовала всем
нормам безопасности и была оборудована по
последнему слову техники. В "Формулу-1"
начали приходить большие деньги и новый
трек им соответствовал. С 1985 года по наши
дни "Гран-при Бельгии" неизменно
проводится на трассе "Спа-Франкоршам".
В 1999 году стали поговаривать о том, что "Спа"
может быть исключена из календаря
чемпионата мира 2000 года из-за того, что
Берни Экклстоун не смог договориться с
местными властями по поводу запрета на
табачную рекламу. Но разговоры, к счастью не
перешли к делу и мы вновь увидим одну из
самых интересных гонок сезона.
Трасса
Трасса
в Спа относится к числу очень сложных как в
настройке, так и в пилотировании. Дождь, как
правило не упускает возможности полить
гонщиков в воскресенье, так что строить
какие-либо прогнозы очень сложно.
После стартового разгона пилоты сильно и
поздно тормозят перед узким поворотом "La
Sourse", который проходится на первой
передаче и часто служит местом для аварий.
На выходе из "La Sourse" трасса расширяется
и следует разгон до 290 км/ч и шестой передачи
перед знаменитым "Eau Rouge" (на фото как
раз этот участок). Почти не снижая скорости
машины попадают на прямую "Kemmel". От
скорости и аккуратности прохождения "Eau
Rouge" зависит очень многое, если все прошло
удачно, то "Kemmel" предоставляет
неплохую возможность для обгона. Шикана "Les
Combes" и правый поворот "Malmedy" машины
проезжают на скорости в 140 км/ч, разгоняются
и попадают в связку скоростных поворотов
"Rivage" и "Pouhon", которые проходятся
на пятой передаче. Небольшая прямая,
быстрая шикана "Des Fagnes" и торможение
перед "Stavelot". Разгон, пара скоростных
шикан и перед пилотами вновь прямая "старт-финиш".
Особенности настройки
"Бриджстоун", скорее всего
привезет "мягкий" и новый "промежуточный"
составы резины. "Средний" и "мягкий"
составы не слишком хорошо подходят к
характеристикам трассы. "Мягкий"
слишком быстро изнашивается и буквально
через несколько кругов сцепление с трассой
катастрофически уменьшается. "Средний"
состав приводит к приличным потерям
скорости, так что командам приходилось
повозится с настройками машин, чтобы свести
к минимуму эти проблемы. Вполне вероятно,
что новый "промежуточный" состав будет
свободен от некоторых недостатков, хотя
судить о его реальных характеристиках
можно будет только к концу пятничных
свободных заездов. Стратегия пит-стопов
будет сильно зависеть от погоды, но если
дождя не будет, но стандартным можно
считать вариант с двумя остановками.
"Гран-при Бельгии"
: Статистика
Автодром "Spa-Francorchamps".
Периметр: 6968 м.
Кругов: 44. Протяженность гонки: 306.577 км
Рекорды трассы:
Поул-позишн
Гонка
Лучший круг
М.Хаккинен (1998)
McLaren
1'48"682
Д.Култхард (1999)
McLaren
1:25'43.057
А.Прост
(1993)
Williams
1'51"095
"Гран-при Бельгии" : Все
этапы
Дата Трасса Квалификация Команда Победа Команда
=============================================================
29.08.99 Спа М.Хаккинен McLaren Д.Култхард McLaren
30.08.98 Спа М.Хаккинен McLaren Д.Хилл Jordan
24.08.97 Спа Ж.Вильнев Williams М.Шумахер Ferrari
25.08.96 Спа Ж.Вильнев Williams М.Шумахер Ferrari
27.08.95 Спа Г.Бергер Ferrari М.Шумахер Benetton
28.08.94 Спа Р.Баррикелло Jordan Д.Хилл Williams
29.08.93 Спа А.Прост Williams Д.Хилл Williams
30.08.92 Спа Н.Мэнселл Williams М.Шумахер Benetton
25.08.91 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
26.08.90 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
27.08.89 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
28.08.88 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
17.05.87 Спа Н.Мэнселл Williams А.Прост McLaren
25.05.86 Спа Н.Пике Williams Н.Мэнселл Williams
15.09.85 Спа А.Прост McLaren А.Сенна Lotus
29.04.84 Зольдер М.Альборето Ferrari М.Альборето Ferrari
22.05.83 Спа А.Прост Renault А.Прост Renault
09.05.82 Зольдер А.Прост Renault Д.Уотсон McLaren
17.05.81 Зольдер К.Ройтерман Williams К.Ройтерман Williams
04.05.80 Зольдер А.Джонс Williams Д.Пирони Ligier
13.05.79 Зольдер Ж.Лаффит Ligier Д.Шектер Ferrari
21.05.78 Зольдер М.Андретти Lotus М.Андретти Lotus
05.06.77 Зольдер М.Андретти Lotus Г.Нильсон Lotus
16.05.76 Зольдер Н.Лауда Ferrari Н.Лауда Ferrari
25.05.75 Зольдер Н.Лауда Ferrari Н.Лауда Ferrari
12.05.74 Нивель К.Регаззони Ferrari Э.Фиттипальди McLaren
20.05.73 Зольдер Р.Петерсон Lotus Д.Стюарт Tyrrell
04.06.72 Нивель Э.Фиттипальди Lotus Э.Фиттипальди Lotus
07.06.70 Спа Д.Стюарт March П.Родригес BRM
09.06.68 Спа К.Амон Ferrari Б.Макларен McLaren
18.06.67 Спа Д.Кларк Lotus Д.Гарнэй Eagle
12.06.66 Спа Д.Суртиз Ferrari Д.Суртиз Ferrari
13.06.65 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
14.06.64 Спа Д.Гарнэй Brabham Д.Кларк Lotus
09.06.63 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
17.06.62 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
18.06.61 Спа Ф.Хилл Ferrari Ф.Хилл Ferrari
19.06.60 Спа Д.Бребхэм Cooper Д.Бребхэм Cooper
15.06.58 Спа М.Хоуторн Ferrari Т.Брукс Vanwall
03.06.56 Спа Х.Фанхио Ferrari П.Коллинз Ferrari
05.06.55 Спа Э.Кастелотти Lancia Х.Фанхио Mercedes
20.06.54 Спа Х.Фанхио Maserati Х.Фанхио Maserati
21.06.53 Спа Х.Фанхио Maserati А.Аскари Ferrari
22.06.52 Спа А.Аскари Ferrari А.Аскари Ferrari
17.06.51 Спа Х.Фанхио A-Romeo Н.Фарина A-Romeo
18.06.50 Спа Н.Фарина A-Romeo Х.Фанхио A-Romeo
================================
Выпуск 55. 22.08.2000. 22.00 MSK