Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Боевые искусства:правда и вымысел Что в русском имени твоем …


Что в русском имени тебе моём Отчество-Отечество
Я помню все имена, я помню все отчества.
И я не сменила бы никогда своё Отечество.
Песня Города, Елена Ваенга

Вопрос подражания Западу и утрате своих, складывавшихся столетиями, отличительных особенностей русского народа перерастает в проблему, которая становится все заметней и острее. Один из ее аспектов, исчезающее из повседневного общения в именной системе употребление отчества.

Первое упоминание об отчестве (патроним) на Руси датировано 945 годом, а с XIII в. отчества стали частью имён всех сословий русского народа. Большинство нынешних русских фамилий образованы от отчеств наших предков. То есть мы не просто Пети, Маши, Гали, Вани, невесть откуда взявшиеся, а генетическое звено в цепочке поколений наших пращуров. Заметим, что это не только русские фамилии, но и фамилии других народов, на развитие которых в той или иной степени повлияли русская культура и наши обычаи.

История развития отчества позволяет нам понять, что это не анахронизм и не дань традициям, – что само себе крайне важно для русской культурной самоидентификации. Значение и влияние употребления его в повседневном общении, гораздо глубже и важнее чем может показаться некоторым. Это и уважение к собеседнику: Как Вас звать-ВЕЛИЧАТЬ?, и сакральная память о предшествующих поколениях предков, и история становления Отечества

Режет слух обращение молодежи к людям старшего поколения по имени. Тем самым стирается грань между людьми находящимися в самом начале жизненного пути и теми, кто находится далеко от них на этой дороге – с уже накопленным багажом личного опыта, знаний и общественных достижений.

Обратившись к произведениям классиков русской литературы, которые писали о своих современниках, мы видим, что обращение по имени и отчеству считалось нормой даже среди супругов. Тем самым закладывается необходимая иерархия в системе межличностных, семейных и общественных взаимоотношений.

Такая форма общения заставляет относиться другу к другу с уважением, тем самым практически сводя к нулю крайности бытовых конфликтов, таких, какие мы наблюдаем сегодня. Согласитесь, сложно представить себе Пушкина и Дантеса, осыпающих друг друга площадной бранью, которую сейчас можно слышать практически повсюду и которая никого не удивляет и не шокирует.

Те, кто успел застать времена Советского Союза помнят, что и в то время обращение по имени-отчеству были в ходу. Зачастую можно было слышать как друзья, коллеги по работе в разговорах между собой используют только отчество, без имени, что являлось признанием за человеком каких-либо заслуг, знаком уважения к возрасту или к профессиональному мастерству. Обращение Миша оставляет возможность для некого снисходительного, иногда пренебрежительного отношения к его владельцу, тогда когда как Михалыч практически исключает это.

Называть человека по имени-отчеству – это, прежде всего, именовать по батюшке, отдавая честь своему отцу шире, дедам и прадедам. Исходя из этого, можно сделать вывод, что отказываясь от его использования, мы предаем, стыдимся или стесняемся своего родителя.

Как заметил автор на одном из интернет-блогов: Утрачивая отчество, человек оказывается в философской ситуации сын за отца не отвечает. Именно в философской – ты есть только ты сам, и никакие подпорки в виде предков тебе не нужны.

Как вы понимаете, в такой системе этических координат мы можем очень далеко зайти. Подобного рода эгоизм, отвергающий традицию, ведёт к разрушению векового уклада российской жизни, а затем и утрате исторически сложившихся норм морали и нравственности. Поэтому на российском ТВ можно увидеть, как ведущие фамильярно называют увешанных орденами, седовласых бабушек и дедушек по именам, а с экранов в многомиллионную аудиторию льются пошлость, грязь и насилие.

Внутренняя политика некоторых компаний и предприятий пропагандирует обращение своих работников друг к другу по имени, а в некоторых случаях это носит приказной характер. Объяснение дающиеся этой практике совсем не убедительны: дескать, тем самым упрощаются отношения между коллегами и создается иллюзия командности, доступности руководящего состава и неотрывности его от остального коллектива. Мол, начальник это такой же Петр или Олег, как и рядовые сотрудники, что работают с ним в отделе.

На самом же деле, это не что иное, как бездумное обезьянничание наших контор – фирм и фирмочек. В 90-х гг. в Россию пришли западные компании, которые набирали российских служащих. Бывшие совки, не имея опыта работы в бизнесе, вынуждены были ходить на семинары, проводимые иностранными менеджерами, для которых обращение по имени и отчеству было по определению чуждо.

Между тем суть этих корпоративных технологий, закамуфлированных демократичностью общения, предельно проста: выжать из наёмного работника максимум. Всех этих Петь и Олегов, к примеру, сажают рядами в одном помещении, чтобы они следили и доносили друг на друга своим настоящим хозяевам, командно обогащая их.

Западные страны отказались от отчества уже давно, одни чуть раньше, другие несколько позднее. Само историческое развитие этих стран и народов, ныне их населяющих, проходило совершенно иначе, опираясь на другие языковые основы и культурные традиции.

В Америке – куда так любят смотреть и на кого стараются равняться наши соотечественники – там, когда обращаются к вам на Ты или на Вы, мы можем понять лишь из контекста, так как таких местоимений в английском языке просто нет. Это лишь подчеркивает концептуальные отличия наших культур.

Можете ли вы представить себе иностранных граждан, работающих на нашем производстве и называющих друг друга Элтон Джонович или Дженнифер Лопесновна!? Диковато звучит, не правда ли? Но это ихняя – англоамериканская культура и история, в которой они вполне комфортно и органично существуют.

Но почему же мы, русские, должны отказываться от своего вербального и национально-культурного кода, неотъемлемой частью которого является исторически сложившаяся система русских имён и отчеств? Ведь так формировался государствообразующий русский этнос, так формировались межличностные и социальные связи внутри российского общества.

Как говорят, дьявол прячется в мелочах. Надо же понимать, что выколупывая из фундамента русской исторической традиции по кирпичику, мы со временем рискуем обрушить само здание Российской Государственности и исчезнуть как народ, будучи подвергнутыми чужеземным влияниям и культурным деформациям.

Определяющим моментом здесь должно являться осознание того, что я русский (ая) или россиянин (ка), где для внешнего мира опознавательным знаком русскости являются наши фамилия, имя-отчество.

В полемической статье Верните отчество!, опубликованной на сайте Созвездие Близнецов, А.М. Возлядовская пишет:

Отчество – однокоренное слово с другим словом Отечество. Оно указывает нашу принадлежность не только к роду своего отца, но и на принадлежность именно к русскому Отечеству, к русской культуре и русской традиции. Я ничего не имею против американцев, но каждый должен оставаться сам собой: и русский, и американец. Не должно пытаться превратиться в представителя другой нации.

Напоследок хочется напомнить, что по отчеству раньше обращались к людям знатного происхождения, к тем, кому царским указом была дарована такая привилегия – как например, купцам Строгановым за присоединение Урала и Сибири. Так давайте же соответствовать этой привилегии – иметь своё Отчество-Отечество, которой мы, современные русские, даром обладаем с самого рождения!

Владимир Хлебников (Москва)

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное