Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Боевые искусства:правда и вымысел №4 Боевые искусства: правда и вымысел


Информационный Канал Subscribe.Ru

боевые искусства, восточные единоборства, каратэ, айкидо, ушу, кикбоксинг, дзюдо, кендо, айкидзюцу, киокусинкай, таеквандо, муай-тай, рукопашный бой

Боевые искусства: правда и вымысел

автор и ведущий рассылки Олег Масков

выпуск # 4

Изучай историю. Чтобы понять настоящее, надо знать прошлое.

'Тварь я дрожащая или право имею'

Ф.И. Достоевский

«Знание, и только знание, делает человека
свободным и великим...»
Д.И. Писарев

Здравствуйте, мои уважаемые подписчики!

Сегодня в  выпуске:

1. Слово редактора                                 

2.  Часть 2  статьи А.Маслова «Фунакоси Гитин. Мистификатор»

Слово редактора

В 4-м выпуске рассылки продолжается публикация  статьи  мастера боевых искусств А. Маслова о основателе  современного каратэ до шотокан Г.Фунакоси.  Автор  излагает свой взгляд, на  мало известные широкой публике, факты из истории жизни мастера и истории развития и становления  каратэ до шотокан.

Фунакоси Гитин

Мистификатор. Часть 2.

  Уже не первый год Итосу ратовал за то, чтобы ввести тодэ в программу                 обязательного преподавания средних школ.

И вот, как мы помним, сначала в качестве эксперимента это было сделано в  1-ой средней школе Окинавы, а после показательных выступлений 1906 года, инициатива Итосу стала распространяться повсеместно.
Но вот вопрос - а перед кем проходили эти показательные выступления?

Перед местными жителями? Но им этого не надо, они и так давно видели тодэ, многие просто занимались им (ну, может быть, не столь профессионально, как Итосу и его ученики). К тому же они сами жили в одной деревне с Итосу, которая хотя и гордо именовалась "городом Сюри", насчитывала лишь несколько тысяч жителей.
Не трудно понять, что тодэ демонстрировалось именно перед японцами, которые воспринимались по-прежнему как иностранцы, и перед местными чиновниками, которые могли дать "зеленый свет" официализации тодэ.

Эти показательные выступления готовились давно и имели в своей основе четкую практическую направленность. Суть их заключалась в том, чтобы показать японцам местные народные традиции, основной из которых были боевые искусства, и тем самым расположить японцев больше к себе, а точнее к носителям "тайн боевых искусств" - по сути, это была реклама.

Примечательно, что представителям ни одной другой школе тодэ, скажем Наха-тэ, не приходило в голову демонстрировать на публике свое искусство, которое счита-лось закрытым и тайным.
В конечном счете, это могло сулить немалую выгоду, ведь вполне возможно, что японские чиновники начали бы считать окинавцев людьми "культурными" и обла-дающими оригинальной традицией.

Не исключено, что уже тогда у окинавских мастеров появилась идея вывезти местное боевое искусство в Японию, хотя об истинных причинах демонстрации тодэ 1906 года история умалчивает.
Но, так или иначе, акция удалась, и демонстрация окинава-тэ понравилась многим. Представителями местной японской администрации был составлен отчет на имя самого министра образования Огава Синтаро, который согласился с тем, чтобы ввести окинава-тэ в программу преподавания средних школ и некоторых высших учебных заведений Окинавы.

Примечательно, что в этом документе подчеркивалась отнюдь не боевая ценность окинава-тэ, но именно его воспитательное значение, ибо через такие боевые искусства "прививают нормы правильного поведения, учат уважать старших и учителей, делают здоровыми тело".

Кстати, на тех показательных выступлениях, никто не демонстрировал поединки - в традиционном окинава-тэ они не проводились, а в основном показывали ката, что и создало впечатление об окинава-тэ, как об обычной системе физического воспитания.

Вряд ли кто-то из инспекторов того времени предполагал, что всего лишь через три десятилетия каратэ заявит о себе, как самый мощный вид боевых искусств и превзойдет по популярности и кэндо и дзюдо, а ведь в начале века эта окинавская традиция воспринималась как курьез народной культуры.
Теперь посмотрим, как сам Фунакоси описывает события того времени.

Откроем его автобиографический очерк и с удивлением обнаружим, что хитрым построением фраз он ловко связывает высокую оценку министром образования тех показательных выступлений и введение окинава-тэ в программу средних школ со своим именем. "Через короткое время после того, как я начал изучать каратэ, министр образования господин Огава присутствовал на церемонии каратэ. Господин Огава после проверки признал воспитательное значение этого искусства и приказал ввести его в курс физического воспитания школ и местного лицея префектуры. Благодаря этому событию были отброшены вековые традиция сохранения этого искусства в секрете, и для каратэ-до началась новая эпоха".

В другой работе он еще более откровенен: "В 1905-1906 сразу же после окончания русско-японской войны я уговорил группу товарищей принять активное участие в проведении показательных выступлений на Окинаве".

Я уговорил... - высказывание весьма примечательное, из него напрямую вытекает, что именно Фунакоси был едва ли не лидером Сюри-тэ того времени и мог даже самостоятельно организовать показательные выступления.

И это - при живом и весьма активном Итосу! К тому же, никто из окинавцев - его современников, не упоминает о том, что Фунакоси играл в начале века хоть какую-нибудь роль в организации боевых искусств на Окинаве. И все же Фунакоси гордо заявляет о том, что именно был лидером окинавских боевых искусств.
Но позвольте, разве не благодаря многолетней деятельности Итосу окинава-тэ было введено в программу преподавания средних школ? Разве не он столько лет создавал новые ката именно для школьного образования?

К тому же, именно Итосу был инициатором показательных выступлений 1906 года, которые действительно перевели окинава-тэ из положения полутайного народного ритуала на уровень официальной учебной дисциплины. Ничего об этом у Фунакоси нет.
И не случайно - в ту пору 37-летний Фунакоси еще не считался ни мастером, ни даже ведущим учеником. Естественно, что вряд ли, именно он "уговорил группу товарищей принять участие в показательных выступлениях".

Это означало, по сути, проигнорировать существование патриархов окинава-тэ, таких как Азато, Итосу и десятков старших учеников, стоявших в неписаном табеле о рангах куда выше Фунакоси.

С легкой руки западных авторов пошла гулять версия о том, что на Окинаве Фунакоси обладал черным поясом 5-м данов каратэ. Но на Окинаве вообще не существовало системы поясов!

Это - явное незнание истории каратэ. Никакими данами или другими званиями Фунакоси на Окинаве не обладал, и обладать не мог, ибо сам ввел систему данов 1926 году, будучи уже в Японии, а первым обладателем черного пояса стал его ученик, с которым они проводили первые показательные выступления в токийском Кодокане, Гима Макото (Синкю).

Вероятно, поводом для этой ошибки послужил тот факт, что сам Фунакоси, при своей жизни, никому не присвоил выше пятого дана, а народная молва, уже по своему, истолковало эту подробность.

Так или иначе, на Окинаве в ту эпоху Фунакоси был одним из многих, кто занимался окинава-тэ, правда, выделялся своей образованностью и аристократизмом манер. Но не более того. Вероятно, впоследствии ему не очень хотелось, чтобы молодые поколения каратистов знали, что отнюдь не благодаря нему был официализирована та система, которая стала непосредственным предком каратэ.
Но и это еще не все "неточности" в официальной версии истории каратэ "от Фунакоси". Там же в его автобиографии обратим внимание на другой примечательный факт - Фунакоси сразу после показательных выступлений (точной даты которых он намеренно не указывает) описывает, как его пригласили в 1922 году для показательных выступлений в Токио.

На первый взгляд, исходя из версии Фунакоси, кажется, что эти события связаны самым непосредственным образом.
Но это - далеко не так. А если быть совсем точными, то между показательными выступлениями 1906 года и приездом в 1922 году Фунакоси в Токио произошло много событий, которые действительно повлияли на социальное признание каратэ.

И происходили они отнюдь не "по вине" того, кого назовут "отцом каратэ".
Постепенный уход из жизни плеяды "великих окинавцев" Итосу, Азато, Хигаонны, кажется, открывает шлюзы для активности молодого поколения.

Молодые бойцы уже не чувствовали на себе давления авторитета своих учителей.
По всей Окинаве начинаются показательные выступления, которые проводились в основном учениками Итосу.

Начались они еще при жизни патриарха Сюри-тэ в 1914-1915 гг. и проходили под его личным руководством, а подготовка к этой серии демонстраций началась еще с 1912 г. В основном показывались ката, а поединков не проводилось - Итосу надо было представить окинава-тэ для публики не столько как эффективное искусство боя, сколько как отличный метод воспитания молодого поколения.
Была и другая цель этих демонстраций. На Окинаве в ту эпоху существовали десятки мелких школ, которые не принадлежали ни к одному направлению, и названий которых мы не знаем.

Учителя этих школ просто сообщали, что занимаются "тэ", то есть "кулачным искусством". Ряд этих школ представлял собой практически точные копии китайского ушу, а некоторые и руководились китайцами.

Итосу и его старшим ученикам такие школы были далеко не по душе. Надо вспомнить, что направление Сюри-тэ проводило четкую линию на вхождение в "официоз", была направлена вся деятельность Итосу. И череда показательных выступлений была нацелена на то, чтобы дать понять, кто является самой мощной школой на острове.

В этих демонстрациях принимали участия многие в будущем известные мастера, а тогда - старшие ученики Итосу: Мабуни, Мотобу, Киян, Огусуку, Токумура, Исикава, Ябуки.
Попробуем на мгновение представить ситуацию того дня. Занятия окинава-тэ официализированы, хотя и до этого боевые искусства полулегально преподавались даже в школах. Но разве этого достаточно для всеобщего восхищения каратэ?

 Да и что такое местная традиция маленькой, и к тому же не всегда дружественной Окинавы для Японии? Разве способно каратэ соперничать, скажем, с кэндо или дзюдо - теми видами боевых искусств, которые просто дышат самурайским духом?

А ведь никакого самурайского или даже просто японского духа в то время в каратэ не было. Было лишь "сомнительное" китайское название "танская рука", а это вряд ли могло в ту эпоху, когда шла глухая конфронтация с Китаем, сыграть положительную роль в пропаганде каратэ.
Нужны были какие-то кардинальные шаги. В ту эпоху резко расширяются торговые и политические контакты между Японией и Окинавой, на остров приезжает много высокопоставленных японских чиновников - был взят курс на полную "японизацию" Окинавы.

Местным мастерам боевых искусств это оказалось на руку - они не упускаются возможности сделать показательные выступления перед заезжими "власть предержащими".

В 1909 г. представитель правительства по префектуре Кагосима - должность весьма влиятельная - присутствует на показательных выступлениях по окинава-тэ, устроенных в его честь, и посещает несколько средних школ, изучая преподавание в них боевых искусств. Он выражает полное одобрение увиденным и восхищен продуманной системой преподавания.
Но, как уже говорилось, окинавским мастерам становится тесно на маленьком острове - обучать уже практически некого, поскольку многие с детства занимаются окинава-тэ, а значит и содержать школу боевых искусств невыгодно. Окинавцам нужны признание и реклама, и они готовы ради этого демонстрировать "тайное боевое искусство" практически перед каждым заезжим японцем, который хоть как-то мог повлиять на пропаганду окинава-тэ.
Через несколько лет на Окинаву заходят корабли капитана Ясиро Рокуро, и для них также местные мастера рады продемонстрировать свое мастерство. Здесь эффект уже другой - капитан Ясиро оказался столь восхищен окинава-тэ, что приказывает своим подчиненным обучаться этому искусству.

Это был весьма отрадный факт - впервые японцы начали изучать окинавское искусство.
Вообще, японские моряки были теми пионерами, кто начал изучать окинава-тэ. Кстати, в истории японских боевых искусств именно моряки явились распространителями не только каратэ, но и дзюдо, вспомним, хотя бы, что впервые дзюдо стали заниматься французские и американские матросы, заходившие в японские порты.

В 1912 году на Окинаву заходит Первый императорский флот под руководством известного японского адмирала Дэва, и около десятка высших офицеров начинают с энтузиазмом изучать окинава-тэ. Именно они и привезли в Японию восхищенные рассказы о хитроумном каратэ.
А в 1916 г. в Японию, в Киото с показательными выступлениями направляется группа окинавских бойцов, и среди них - Фунакоси Гитин. Через несколько десятилетий, в одной из своих биографий, он будет стараться представить себя едва ли не организатором этой поездки, но справедливости ради заметим, что он был всего лишь одним из рядовых участников делегации, в то время как его окружали куда более именитые мастера.

Показательные выступления были замечены и имели неплохой успех, претендуя еще на то, что бы стать практически единственным, официальным стилем Окинавы. На это и больше окрылило окинавские власти на "внедрение" местного боевого искусства в Японию.
Общественное мнение было сформировано - каратэ получала социальное признание в высших слоях общества. Переломным моментом стал 1921 год. В марте этого года наследный принц Хирохито, будущий император Японии, отправлялся в Европу.

Среди многочисленной свиты, сопровождающей его, оказался один из высших морских офицеров, который когда-то присутствовал на показательных выступлениях окинава-тэ. Он и посоветовал Хирохито взглянуть на это экзотическое искусство.

И вот 6 марта 1921 года корабль, на флагштоке которого развевался личный штандарт кронпринца, заходит на Окинаву, знаменуя тем самым едва ли не переломный момент в пропаганде окинава-тэ.

Автор материала:

 А.Маслов
www.kungfu.msk.ru

Надеюсь, что, прочитав эту статью, вы нашли в ней не мало интересного и познавательного.

 

 

Вот на сегодня и все!

Продолжим наш разговор в следующих выпусках рассылки.

Жду от вас пожеланий и замечаний, советов, рекомендаций, статей, а возможно и критику!

Письма читателей могут быть использованы в рассылке,

если это не запрещено отправителем

Спасибо за проявленный  интерес

Пишите мне

мои рассылки:

Боевые искусства: правда и вымысел

«Боевые искусства как бизнес»

 «Боевые искусства в сказках»

С уважением и верой в Ваш успех,

Олег Масков

Copyright © 2005 by  Oleg Maskov. Все права защищены.

Разрешается публикация материалов рассылки с обязательным указанием

ссылки на автора и эту рассылку.

Внимание!

Опрос!

1. Нравится ли Вам рассылка?(почему?)
2. Какие статьи Вы хотели бы увидеть в рассылке?
3. Что Вам не нравиться в рассылке?

Ответы отсылайте на мой e-mail

Сведения об авторе рассылки

Масков Олег Фаритович,

Заслуженный тренер Республики Казахстан по каратэ,

Вице-президент Национальной Федерации Каратэ до Шотокан Казахстана,

Председатель Главной судейской коллегии НФКШ РК,

Председатель спортивного клуба каратэ «Пульс» г. Актобе,

6 дан шотокан каратэ.

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.combat.martialarts
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное