Завершив информационный блок, посвящённый мышлению, предвижу вопросы типа: «А где же техника, где обещанные ситуации и т.д.» Отвечу, что они начнутся в ближайших рассылках. Но дело в том, что я должен буду как-то анализировать, аргументировать и преподносить информацию. И если вы не будете знать, исходя из чего я буду это делать, у меня появится соблазн, не давая вам базовых ключей, давать лишь готовые ответы. А это рано или поздно приведёт вас к авторитарному мышлению и
зависимости от моего мнения. Поверьте, я знаю, о чём говорю, так в наше время делают довольно многие люди. Но воин не может себе позволить идти на поводу. Воин может прикинуться ведомым с какой-либо целью, но никогда по собственной воле им не станет. И если я делюсь знаниями воинской культуры, я делаю всё необходимое для того, чтобы от общения со мною появлялись войны, а не рабы.
В подтверждение своих слов расскажу вам одну поучительную историю. Изучая воинские культуры разных стран, я рано или поздно должен был обратиться к Японии. Я стал собирать информацию, встречался с людьми, которые ездили сдавать на пояса и учиться в «страну восходящего Солнца». Собирал видео материал и книги, вышедшие из первоисточников. Скажу сразу, что книги европейских и наших авторов я даже в руки не брал. Поверьте, в этом нет смысла. Видео даёт лишь некоторое представление
об инструментах боя. А вот стратегия полностью вырастает из национальной, традиционной и кастовой культур.
Отчасти меня сориентировали «в пространстве» рассказы людей, посещающих Японию для обучения боевым искусствам. Причём в первую очередь меня интересовали направления по работе с оружием. Но этих рассказов было мало для составления полного впечатления и понимания.
И вот однажды я обнаружил в книжном магазине интересное издание за 350 рублей. Его автор Кири Мицумоно. Свою книгу он охарактеризовал как краткий конспект фундаментального труда под названием «Философия и искусство мастера меча». Он уверял, что хочет оставить своим сыновьям поучение, в котором стремился раскрыть невидимую для непосвященного взгляда философию человека, всю жизнь посвятившего тому, чтобы никогда не воспользоваться своим мастерством моментального обнажения, как бы
странно это ни прозвучало.
Я решил, что книга отвечает моим требованиям. Автор японец, обученный в системе. Цели его в большой степени семейные, потому он и не врал и возможно поэтому книга пошла по всему миру. А теперь самое главное. Почувствуйте разницу все те читатели, которые занимаются каким–либо японским боевым искусством. Когда вопрос стоит о том, чтобы сделать что-то для себя японцы хорошо делают не только компьютеры и автомобили, они и детям оставляют качественное наследие. Чему-чему, а этому стоит у
них поучиться.
Итак, к нашему огромному удивлению книга мастера начинается с главы «История». Краткие её тезисы:
- Японец считает, что если нет истории, то нет и культуры, а если нет культуры, то нет и страны. Вывод. А значит и государствообразующей нации – народа;
- Японец чувствует себя неуютно, общаясь с человеком, прошлое которого ему не известно. Вывод. Возможно, мы всё ещё живем в России только потому, что японцы знают о нас больше чем мы сами о себе. И возможно весь мир заботится о том, чтобы оставались «Иванами, не помнящими родства».
Вторая глава называется «Философия иайдзюцу (иай)». В ней автор утверждает, что основная цель иай состоит в том, чтобы развивать дух и сознание воина, наделённого таким отношением и такой силой характера, чтобы побеждать в схватке ещё до того, как она начнётся. А если вас интересуют вопросы самообороны или войны, то запишитесь на бокс, а лучше купите себе пистолет или пулемёт. Так буде проще и надёжнеё.
Третья глава также ничего общего не имеет с техникой и тактикой, как бы это ни показалось странным, учитывая, что отец печётся о сыновьях. Но «восток дело тонкое». Название главы «Глаза самурая». Вот вам тезис:
- Зрение самурая делится на пять уровней. Обычный человек поднимается не выше второго.
Четвёртая глава «Прогресс в изучении» и её тезисы:
- Приобщение к боевым искусства, особенно таким серьёзным, как иай, является стилем жизни, а не факультативным занятием;
- Основы – это не более чем идеальная техника, которую следует применять в идеальных обстоятельствах.
Шестая глава рассказывает о мече и его составляющих. Здесь всё просто: «Никогда не машите мечём, не предназначенным для практики иай. Никогда!»
И только с седьмой по четырнадцатую главу мы наблюдаем темы, описывающие технику, тактику и рассечение предметов. Это то, ради чего многие приходят в тренировочные залы, ищут во многих книгах, учебных фильмах и на форумах.
В пятнадцатой главе мы находим «Ступени роста». В ней среди прочего говорится, что система рангов и степеней на сколько полезна на столько же и вредна. Ученик может сконцентрироваться на продвижении от титула к титулу или, ещё хуже, заразиться духом соперничества и желанием обогнать остальных. В этом случае совершенствование характера и развитие мастерства отходят на второй план.
Глава шестнадцатая называется «Путь к победоносной жизни». В ней излагается двадцать одна «заповедь самурая». Они являются отражением сути философии самурая.
В заключительном слове говорится об универсальности философии иай, проявленной в повседневной жизни.
Всё вышеописанное было необходимо для того, чтобы продемонстрировать простую мысль. Поверхностный взгляд на вещи, примитивное мышление и скоропалительность решений могут характеризовать кого угодно, только не воина. И если вам это присуще, то работайте над собой.
И ещё пару примеров, в бытность моей службы в ВДВ. Наш командир батальона Виталий Иванович пытался вдолбить в наши головы, что мелочей не бывает, что прежде чем что-то сделать хорошо, надо хорошо подумать, а что ты собираешься сделать, и многие другие интересные вещи. Со временем мной овладел вопрос: что значит хорошо подумать? Долго или до головной боли? Я стал задавать окружающим этот вопрос. Да и сейчас его задаю, но уже не только с целью найти ответ. И оказалось, что многие не могут
сформулировать ответ. Но при этом постоянно решают какие-то жизненные задачи. Успешность их решения в некоторой степени и показывает, умеют ли люди хорошо думать.
Минимальный инструментарий мышления я вам дал. Дал для того, чтобы адекватных и успешных людей становилось больше. Чтобы вы могли расширить и углубить меру своего понимания относительно свой жизни. Потому что в меру своего понимания человек работает на себя, а в меру своего непонимания работает на того, кто понимает больше его. Переложите это на ситуацию войны или самообороны и вы поймёте, что допускать такое смерти подобно. Тот, кто дочитал этот абзац, теперь знает стратегическую цель рассылки.
Все последующие статьи рассылки будут являться анализом различной информации, связанной с самообороной, тактикой, техникой, боевыми искусствами и различными материалами по этим темам. То есть рассылка станет тренажёром в области оценки обстановки, принятия решения, создания и управления ситуацией.