Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Воинская школа

  Все выпуски  

Воинская школа


МЫШЛЕНИЕ ВОЙНА – часть III

Выявление полного алгоритма выполнения задачи.

   Для воина очень важным является понимание того, что для каждой задачи существует оптимальный план (алгоритм) её выполнения. Но не менее важным является и осознание того факта, что уровень подготовки должен соответствовать этому плану. Для дерзких планов нужна дерзость. Для хитрых планов нужна хитрость. Для уникальных планов нужны уникальные способности, либо уникальный комплекс способностей и т.д.

   Начнём с алгоритма. Если предстоит выполнять задачу впервые, то без помощи разведчиков или специалистов смоделировать оптимальный алгоритм выполнения задачи очень трудно. А для большинства людей просто невозможно. Если вы ни разу не варили борщ, то вероятность того, что вы сварите нечто вкусное, весьма мала. Если вы ни разу не штукатурили стены, не писали программу для ПК, не брали штурмом что-нибудь стреляющее, с огромной долей вероятности «первый блин уйдёт в зрительный зал».

   Именно по этой причине с появлением письменности стали появляться книги «О вкусной и здоровой пище», «Сделай сам», «Строим дом», «Ремонт всего подряд» и т.д. По сути это наборы алгоритмов, порядков действий и описание ингредиентов с инструментами. По таким книгам остаётся отшлифовать действия, притом, что этапы известны. Того же результата можно достичь, имея хорошего советчика, учителя или «на худой конец» человека, который видел весь процесс и может дать минимум информации по алгоритму, ингредиентам и инструментам. После этого можно было бы поднять вопрос о самообразовании и умении учиться вообще, но у нас другая цель.

   Представьте, что источников информации нет и вы должны будете сами варить борщ. Хорошо уже то, что вам известен готовый результат и на вкус и на цвет, и на запах. Но как к нему прийти?

   Подгоняемая бурлением желудка, первой в работу включается память, поднимая из своих глубин и закоулков обрывки образов и фраз. Объединяет их мышление, заполняя некоторые пробелы логическим домысливанием и откровенным фантазированием, начинающимся со слова «кажется». Появившаяся в результате «амёба обыкновенная» и есть ваш алгоритм, а как говорят программисты, «что на входе, то и на выходе». Получившееся варево скорее всего будет обладать уникальной способностью выпрыгивать из любого желудка сразу же как в него попадёт. Конечно, если не попадёт в военный желудок, из которого можно выбраться только в одном направлении.

   Но, если у вас есть мотивация, время, ингредиенты и инструменты, то можно сварить ещё одну кастрюлю и так пока борщ не получится, либо не закончатся ингредиенты. То же самое происходит с любой деятельностью. В начале алгоритм проявляется в самых общих частях и кажется, что он полностью соответствует поставленной задаче. Но каждый этап требует конкретных действий: если нарезать, то как; если воды, то сколько; количество ингредиентов; в какой последовательности сбрасывать. И если вы начинаете отходить от оптимального варианта алгоритма, вы отклоняетесь от получения оптимального результата. В итоге «хотели как лучше, а получилось как обычно». Воин такой расклад отметает как губительный.

   Судите сами. Вы герой-партизан, брянский колхозник. Ваша задача - взять мост и удерживать его до подхода регулярной армии. Количество ингредиентов у вас ограничено, людей и боеприпасов маловато. Вот и подумайте, как здесь быть. Конечно, сидя за компьютером, это не проблема. Вас, по крайней мере, не убьют, и думать можно сколько угодно долго, но дело не в этом. Мышление - основополагающая часть любого процесса.

   В прошлой статье мы говорили о том, что после возникновения задачи наступает первый мыслительный этап алгоритма - «оценка обстановки». Суть его в том, чтобы изучить и проанализировать факторы и условия, влияющие на выполнение задачи. Но если вы с такой задачей не встречались никогда, то первое, что вам нужно сделать, это как раз выявить эти факторы и условия. Разбиваются они, в самом общем смысле, на несколько групп:

1.факторы и условия, отрицательно влияющие на выполнение задачи (несущие прямую опасность);

2.факторы и условия, положительно влияющие на выполнение задачи;

3.факторы и условия, на которые можно повлиять или которые можно использовать в своих интересах;

   Профессионал в любой отрасли назовёт эти факторы и условия. Но когда вы стали готовы с точки зрения наличия алгоритма, ингредиентов и инструментов, вам необходимо подготовиться с точки зрения ведения или управления процессом движения по алгоритму.

   Вернёмся к колхознику, герою и партизану. Его задача - правильно оценить противника: состав, расположение, состояние и характер действий, примерные возможности, сильные и слабые стороны, вероятные действия и возможность ближайших резервов. Затем было бы неплохо дать себе отчёт в том, какие у него самого возможности. Сколько людей и их моральное состояние, какое оружие и сколько боеприпасов. Хорошо бы знать на какую помощь он может рассчитывать, а после этого выползать на местность и смотреть, чем она хороша или плоха. Затем можно решать, что лучше подойдёт, день или ночь, хорошая погода или плохая и т.д.

   Если посмотреть на спорт высоких достижений, то и там мы увидим подобные формы мышления. Тренер и спортсмен или тренер и команда работают в тандеме. Наблюдая со стороны, тренер имеет возможность лучше оценивать ситуацию в целом и действия противника в частности. Можно сказать, что соревнования это битва тренеров как операторов, выставляющих бойцов или команды. Ведь я уже цитировал «Боевой Устав»: «Оценка обстановки осуществляется с учетом прогноза ее развития при подготовке и в ходе выполнения задачи». Большой спорт может быть хорошей школой для формирования мышления и видения процессов, если спортсмену повезёт с тренером, а тренеру со спортсменом.

   Профессионалы это в первую очередь люди, которые выявили базовые, объективные алгоритмы в своих деятельностях, а также объективные факторы и условия в которых эти деятельности осуществляются. А воин всегда стремиться к тому, чтобы стать профессионалом в своем роде деятельности.

   Важно сказать о качестве факторов, условий и этапов алгоритма. Некоторые вещи могут выглядеть мелко и незначительно, но от них результат может зависеть в большей степени, как это показано в сказке про репку, где ключевой мелочью было усилие мышки. Либо как в законе «Парето», больше известном под названием «принцип 80\20», по которому от 20 % всех факторов и условий, влияющих на выполнение задачи, будет зависеть достижение 80% от результата. По этой самой причине профессионал от эрудита отличается тем, что знает обо всех очень важных МЕЛОЧАХ. Я думаю, по этой самой причине наш комбат постоянно нам говорил, что мелочей не бывает.

   На этой оптимистичной ноте я и закончу своё повествование. А в следующей статье мы внимательно рассмотрим факторы и условия, влияющие на ведение рукопашной схватки.

 

 

 

 

 

http://subscribe.ru/archive/sport.combat.cept/nav/prev//archive/sport.combat.cept/201008/05153811.html

В избранное