Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Воинская школа

  Все выпуски  

Воинская школа


Вера, в жизни война

   Вопрос Веры довольно сложный, но вместе с тем и простой. Даже в рамках какого-нибудь одного учения он переживается субъективно, каждым человеком. Но я постараюсь раскрыть вопрос в большей степени системно, показывая его важность для любой культуры.

Итак. Вера на прямую связана с отношением война к таким ключевым понятиям как жизнь и смерть. Оба этих понятия сложные и включают в себя массу составляющих факторов, которые, в конце концов, и формируют культуру каждого народа.

Как ни странно, но отношение к жизни определяется отношением к смерти и тем, что за ней стоит. Именно в этот момент на сцене появляется вера. Если смерть это конец, после которого забвение, то и жизнь одноразова как презерватив, а значит, и войном то в такой жизни нет смысла становиться. Достаточно быть бандитом и убийцей, «брать от жизни всё» и «после нас хоть потоп». В такой системе ценностей со временем человек даже о своих детёнышах перестанет заботиться, так как они по сути побочный эффект одноразового процесса. Всякое духовное и физическое совершенствование теряет всякий смысл.

Но, войны - продукт многих, а если быть точным - всех культур. На определённом этапе развития цивилизации они были выделены в отдельное сословие во всех обществах. И их судьба на грани жизни и смерти привела к филосовско-религиозному видению мира, а значит и к вере.

Как известно, войны всех культур шли на смерть проще, чем люди других сословий. От части это происходило благодаря опыту и подготовке, но главная сила заключалась в информации, которую несла вера. Как ни удивительно это прозвучит, но в каждой культуре зачатки религиозного отношения к миру лежат на вере в то, что человек произошёл от бога или богов и является его (их) прямым потомком.

Например. В Синтоизме (исконной религии японцев) говорится о том, что мир сотворили Боги (ками), а праправнук Богини Солнца стал первым человеком императором – правителем Японии. Особое место среди божеств занимают удзигами – ками, хранители родов. В концепции синтоизма человек – ребёнок ками. В некотором смысле люди это будущие ками, им предстоит ими стать.

Привожу цитаты из книги «Синтоизм», выпущенной в 1960 году Международным токийским институтом изучения религий, под авторством доктора Сокио Оно - профессора Университета Кокугакуин и лектора Ассоциации синтоистских храмов:

«Человек обязан ками и своим предкам жизнью, которая почитается как святыня. Свою жизнь и свой дух он получает от ками, и в то же время он обязан жизнью родителям, дедам и предкам, жившим на протяжении многих веков. И ками и предки любят и оберегают его»;

«Человек испытывает глубочайшую признательность к ками и своим предкам за дар жизни, и за их всеобъемлющую любовь. Такую же благодарность он испытывает по отношению к своей семье, своей общине и всей нации»;

«Мир ками не отделён от людей … Наивысшим выражением этого преставления стал миф, где ками спускается из священной небесной страны в мир людей, который так же становится домом ками»;

«На самом деле, хотя синтоизм и относится к смерти как к злу, он не рассматривает её как что-то греховное и оскорбляющее (скверну). Слово кэгарэ, которое используют, говоря о смерти, также означает «аномалию» или «несчастье»»;

«Японцы верили, что мёртвые продолжают жить как духи и время от времени посещают наш мир, принимают поклонение (в форме обрядов) от потомков и, в свою очередь, благословляют их».

«Синтоизм – расовая религия… Люди всех рас, в какой бы стране они ни жили, непременно испытывают (или склонны испытывать) глубокую благодарность к духам своей земли, к природе, к своим предкам, ко всем благодетелям общества и государства. Достаточно осознать в себе это чувство, чтобы постичь дух синтоизма и найти в нём ту истину, которая укрепляет и умножает самые лучшие качества в людях».

Исходя из информации о сути синтоизма, становятся понятны истоки чести и бесстрашия самураев. Конечно, с привнесением в Японию китайской культуры, произошли определённые изменения в верованиях японцев, но по сути они только дополнили друг друга.

В свою очередь трудно удержаться от проведения аналогий в верованиях американских индейцев, славянских староверов (язычников), индийских сидхов, викингов и воинов других народов. Для них - представителей многих культур, смерть была выходом из безвыходной ситуации. Не можешь победить - уйди с честью к предкам, они достойно примут храброго как равного. «Мертвые сраму не имут!», так говорил наш предок великий Князь Святослав Игоревич.

Я понимаю, что в этой статье трудно раскрыть исторически сложившееся восприятие веры хотя бы одной воинской культуры. Но если вы имеете соответствующее войну отношение к обучению и совершенствованию, то данный вопрос будет вами изучен и качественно усвоен. Взглянув на Веру с религиозной статьи, я конечно не раскрыл вопроса. Религий много и каждая методологически индивидуальна. Но как сказал один богослов, "человеку свойственна естественная религиозность" и рано или поздно, но каждому придётся его для себя решать. Войн, на решение этого вопроса просто обречён.

 Юрий Шешуков

http://subscribe.ru/archive/sport.combat.cept/nav/prev//archive/sport.combat.cept/201006/07112257.html

В избранное