Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Боевые искусства как бизнес

  Все выпуски  

Боевые искусства как бизнес # 14


боевые искусства, восточные единоборства, каратэ, айкидо, ушу, кикбоксинг, дзюдо, кендо, айкидзюцу, киокусинкай, таеквандо, муай-тай, рукопашный бой, самбо

 

Боевые искусства как бизнес

автор и ведущий рассылки Олег Масков

выпуск # 14

'Если делаешь, то не бойся. Если боишься, то не делай'

Чингисхан

'Не боги горшки обжигают'  Народная мудрость

Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики!

Я приветствую  новых читателей и подписчиков рассылки. Надеюсь, что вы не пожалеете о потраченном времени и найдете для себя кое-что полезное и интересное J.

 

           Сегодня в выпуске:                                                                                                                             

 Как организовать занятия с группой, в которой ученики разного уровня подготовки и/или возраста?  (Из «книги»  О.Ф. Маскова - «Круговая тренировка как форма организации занятий в практике обучения боевым искусствам») Не реклама!

 

Желающие получить книгу «Как организовать эффективную рекламу своей школы боевых искусств» могут направлять свои заказы на приобретение по mailto: karate-pulse@mail.ru.

Краткое содержание первых глав книги –

Часть 1 - http://subscribe.ru/archive/sport.combat.business/200604/06150507.html

Часть 2 - http://subscribe.ru/archive/sport.combat.business/200604/29104504.html

Сегодня я хочу снова затронуть вопрос работы клуба или секции БИ. Это глава из книги «Круговая тренировка как форма организации занятий в практике обучения боевым искусствам», которую я «творю» в свое свободное время уже больше года и конца этому «творчеству» пока не видно. Правда, может вдруг обрушиться с небес «Вдохновение», и процесс этот  резко начнет набирать обороты и свершится ЧУДО, но пока что-то это самое «Вдохновение» не видно, наверное, у него есть множество более важных дел и наступление ЧУДА откладывается на неопределенное время.  

Эта публикация является попыткой ответить на вопрос поступивший в письме одного из читателей рассылки. Содержание всего письма я, конечно, обнародовать не буду, а только опубликую  ту его часть, что касается данной темы:

«Здравствуйте Олег Фаритович! …

Что еще хотелось спросить? Мне хотелось узнать о том, как проводить занятия в группе, где ученики имеют разные степени подготовки (кю в каратэ) и разный возраст? Как этот вопрос решаете вы у себя в клубе, если это не секрет? …

С уважением

Константин

___________________________________________________________________________________

Как организовать занятия с группой, в которой ученики разного уровня подготовки и/или возраста?

В настоящей «книге» рассматриваются вопросы использования круговой тренировки при обучении боевых искусств  в абонементных группах на примере групп каратэ.

Излагаемые  в книге методы круговой тренировки, принципы комплектования групп и  варианты  проведения занятий, я использую в абонементных группах на протяжении многих лет. 

Не претендуя на новаторство  в этой области, я хочу поделится своим опытом с теми, кто обучают каратэ других, а так же  с теми, кто вынужден по каким-либо причинам тренироваться  самостоятельно.

Описываемые мной методы круговой тренировки позволяют одновременно управлять процессом физической и  технической подготовки  учеников различных возраста, пола и уровня подготовки.

Методы круговой тренировки достаточно хорошо и детально описаны в учебно-методической литературе по физической культуре и спорту. И широко применяются на практике.

В боксе, различных видах борьбы, фехтовании, т.е., в тех  видах спортивных единоборств, которые являются уже устоявшимися и имеют давние, спортивные традиции, вопросы многолетней спортивной подготовки освещены достаточно широко и многогранно. 

Над этим работали, и продолжает работать многочисленная армия специалистов. Особенно по вопросам  подготовки  сильнейших спортсменов. Ведь на уровне этих мастеров, встают уже не просто вопросы совершенствования тех или иных качеств. 

Здесь нужен целый комплекс мер направленный на достижение спортсменом  наивысшей спортивной формы в дни соревнований.  Вот и бьются тренеры и специалисты в самых различных областях  науки, как достигнуть этого «пика формы».

Маленький пример: в спорте высших достижений  широко используется принцип расчета биоритмов спортсмена в момент выступлений. Например, предстоит спортсмену  через 4 года выступать  на следующей Олимпиаде.  И все у него хорошо. И все просто прекрасно. А вот прогнозируемый  биоритм  в дни Олимпиады у него плохой. А у другого спортсмена, его коллеги по команде, этот самый биоритм будет просто отличный. Угадайте с трех раз, кто поедет, при всех равных условиях на Олимпиаду? Первый или второй?

Спорт суров. Особенно спорт высших достижений. Ставки здесь очень и очень высоки. Это уже не просто выявление сильнейших спортсменов современности, это уже вопрос так сказать политический. Идет борьба за командное золото, за престиж страны. А потому и очень высоки требования, предъявляемые к спортсменам и тренерам. И работа над совершенствованием тренировочных методик никогда не прекращается.

Каратэ, как спорт еще молодо. И как вид спорта еще не вполне сформировалось. Особенно на просторах СНГ. Вследствие этого, ощущается недостаток учебно-методической литературы по ряду вопросов, и в частности, методик касающихся  процесса обучения и  спортивной подготовки.

Особенно актуально стоят вопросы организации учебного процесса при обучении каратэ в абонементных группах, где сложность учебного процесса обусловлена уже самой формой обучения и где занимаются ученики разного уровня физической и технической подготовленности. А  это, как правило, является скорее нормой, чем исключением. 

Ведь в массе своей обучение каратэ происходит именно в абонементных группах. При этом особо возрастает необходимость применения рациональных методов обучения и форм проведения занятий.

Нет,  учебно-методической литературы издано не мало, как  на просторах СНГ, так и в других странах. Но основная масса книг и статей просто дублирует друг друга.  В них, как правило, рассматриваются вопросы изучения, отработки и совершенствования отдельных технических действий, приемов или комплексов. И лишь незначительная часть материалов (и то не всегда) касается вопросов обучению каратэ в целом, как системы многолетней подготовки.

Поднимая вопрос применения методов круговой тренировки в практике обучения каратэ, я не предлагаю заменить круговой тренировкой другие методы или строить систему обучения каратэ только на ней. Совсем нет!

Все методы, формы и приемы обучения (фронтальный, индивидуальный, групповой и др.) важны в процессе обучения,  должны органично сочетаться друг с другом и использоваться по мере необходимости.

Разговор идет о другом. 

Очень часто процесс обучения каратэ ограничивается только фронтальным методом обучения, в ущерб всем остальным. С одной стороны оно и понятно.  Ученики, как солдаты в строю. Строгое равнение в рядах и шеренгах. Легко поддерживать нужный уровень дисциплины в зале,  все на виду. Объяснил, показал, поставил задачу, и все отрабатывают под единый счет.

Увидел ошибки, остановил, указал и все сначала. Выполнили одно задание, перешли к другому.  И так далее и тому подобное. Все  ритмично, все практично. Лепота-а!

Правда, лепота, если в группе все одного возраста и одного уровня подготовки (а этого очень сложно добиться даже в учебно-тренировочных группах спортивной подготовки).

А если нет? Если возраст разный? Если уровень подготовки сильно разница? Как быть тогда?

А где индивидуальный подход к ученикам?

А если в группе начинающих, которая занимается уже два месяца, появился новичок, тогда как?

А если ученик занимался три месяца, заболел и пришел на занятия через 1,5 месяца, что делать с ним? 

А ведь это постоянная практика в абонементных группах. И постоянная головная боль для тренера.

И каждый ищет выход из этой ситуации по-своему.

Чаще поступают как в общеобразовательной школе. Отстал – догонит, болел – наверстает, не понял – поймет потом. Процесс обучения идет, как локомотив по рельсам. Остановить, повернуть вспять, уже невозможно. Чемпион себя проявит!

Но при этом забывают, что школа то общеобразовательная и обязательная для всех,  а вот занятия каратэ – дело сугубо добровольное и совсем не обязательное.

И теряют учеников. И они уходят. По разным причинам и по финансовым в том числе. 

Но часто далеко не финансовый вопрос является главным при решении покинуть группу или секцию.

Если есть устойчивое желание посещать занятия, средства найдутся. А вот если желание не очень стойкое или оно пропадает, или ученик чувствует себя «белой вороной» в группе, тогда…..  ученики голосуют ногами.

Как удержать их, как увлечь? Надо искать решение.

И одним из выходов в данной ситуации является использование на занятиях методов круговой тренировки.

Возникновение круговой тренировки, как формы организации физкультурных занятий, было вызвано необходимостью управления процессом физической подготовки в условиях ограниченной площади, нехватки инвентаря и квалифицированных инструкторов.

Сегодня очень не многие спортивные клубы и школы, практикующие каратэ и другие БИ, имеют все необходимое. Часто  же, для проведения занятий используются спортивные залы общеобразовательных школ.

Площадь они имеет вполне достаточную, а вот все остальное для проведения полноценных занятий отсутствует. Я уже не говорю о подвалах или других малоприспособленных для занятий помещениях. Есть одно, нет другого.

С кадрами тоже проблема.

Так как обучение каратэ процесс сложный, многогранный и продолжительный (в прочем, как и любой другой процесс обучения),  а финансово дело это не очень прибыльное и шальных доходов от «нефтедолларов» здесь нет, то понятно, что лиц желающих заниматься этим благородным делом не много.

В  последнее время интерес к БИ заметно снизился, но желающих посещать группы,  особенно среди детей и подростков, еще достаточно. И интерес к ним остается стабильным на протяжении уже нескольких лет.

Хорошо, если всего хватает и все имеется в наличии для проведения полноценных занятий.

Группы можно формировать и по возрасту, и по стажу занятий, и по уровню подготовки.

А если такие условия и возможности отсутствуют? Вот и приходится ориентироваться на то, что есть.

А есть не так уж и много:  арендуемый зал; 1-3 пары боксерских  лап и пара  ручных  подушек для отработки ударов ногами; боксерский мешок и понемногу всего остального (если есть и это!). То есть малый джентльменский набор.

Время для проведения занятий колеблется от 1,5 до 2-х часов,  не более 2-3-х  дней в неделю, по вечерам или по выходным.

Есть желающие. Но вот возможность посещать занятия и  время  посещения занятий, у них очень лимитировано. 

Что делать? Отказывать?

Ну, а если это мальчишка, истово верующий в то, что занятия каратэ помогут ему стать сильным и смелым?

А если ваша спортивная секция единственная в округе?

А если от количества учеников в группе напрямую зависит ваше финансовое положение (ничего зазорного в этом нет, любой труд должен оплачиваться)?

Результат очевиден. В одной группе занимаются  и новички, и  ученики со стажем. Разного возраста. Мальчики и девочки. Юноши и девушки. В общем, полный «винегрет». Один занимается 5 лет, а другой только вчера записался.

А процесс обучения необходимо организовать так, чтобы каждый мог заниматься с полной отдачей, с учетом своих возможностей и способностей. Чтобы не потерялся интерес к занятиям, и в тоже время, чтобы был стабильный прогресс в обучении.

Большое значение в таких условиях приобретает опыт и мастерство тренера как организатора и педагога.  Фактически, он, как бы,  проводит уроки физкультуры в малокомплектной школе в сельской местности.  Где на одном уроке присутствуют ученики и начальных и средних и старших классов.

И всех надо занять, и каждый должен обучаться в соответствии с определенной, своей, программой. И ведь не скажешь, что ученик плохой. Все ученики хорошие. Плохими могут быть только учителя, которые не смогли организовать, увлечь, научить.

При обучении БИ, работу тренера можно оценить по-разному. 

Например, в спортивной школе, тренер вынужден работать на результат, так как его работа оценивается, в первую очередь, по количеству  медалей и призовых мест, завоеванных его учениками.

Это и есть самый главный показатель его работы.  Нет чемпионов и призеров, значит плохой тренер. Есть – значит хороший! Все остальное второстепенно.

В абонементных группах, особенно, если ученики не участвуют в соревнованиях,  видимым результатом  работы тренера является наполняемость групп, стабильность посещения занятий занимающимися в длительном промежутке времени и уровень их подготовки.

Если школа, клуб или секция существует давно, а большинство учеников занимается от силы несколько месяцев, это говорит о большой текучести и, соответственно, об уровне обучения. 

В первом случае, перед тренером стоят задачи по отбору перспективных спортсменов и их подготовка к соревнованиям. 

Во втором, на первое место встают вопросы организации занятий таким образом, чтобы совместить и массовость, и качество обучения.

Задачи не простые, как в первом случае, так и во втором.

Зачастую же, мы имеем 2 в 1, т.е. проводя занятия в абонементной группе, одновременно приходится заниматься и подготовкой спортсменов-любителей для участия в соревнованиях.

Так уж сложилось и повелось.

Следовательно, и сложность организации процесса обучения многократно возрастает.

Мой опыт использования  круговой тренировки, и особенно с детьми и подростками, показывает, что  они очень положительно  относятся к занятиям, проводимым по принципу круговой тренировки.

И не надо бояться, что  для  детей это сложно и не применимо, и что дисциплина на занятиях будет низкой. Как раз наоборот!

Дети  с удовольствием  выполняют задания, а уровень дисциплины и эффективность намного выше, чем при фронтальном методе.

Круговая тренировка позволяет решать различные задачи общефизической, специальной и технико-тактической подготовки с учетом индивидуальных возможностей и способностей занимающихся.

Ее применение  позволяет значительно поднять интерес к занятиям, увеличить их плотность и интенсивность, внести разнообразие в процесс обучения,  снизить монотонность и научить самостоятельной работе. 

Каждый может самостоятельно развить и доработать данные рекомендации  с учетом необходимости. 

Кто-то,  прочитав,  возьмет это на вооружение, а кто-то,  уже и сам успешно применяет все это в повседневной практике.  Надеюсь, что  мои советы окажутся полезными всем и помогут в дальнейшей работе.

О.Масков

Если вас это тема интересует, то продолжение следует. Если же большинство проголосует против, то продолжения не последует. Вот так-то!

_______________________________________________________________________________________

Внимание! Опрос!

1. Интересна ли Вам затронутая в данной статье тема?
2. Считаете ли Вы необходимым продолжение публикаций по данной теме?
3. Какие темы Вы хотели бы обсудить в выпусках рассылки?

Ответы отсылайте на мой e-mail

Вот на сегодня и все!

Продолжим наш разговор в следующих выпусках рассылки.

Жду от вас пожеланий, замечаний, советов, рекомендаций, статей или критику!

Внимание! Письма читателей могут быть использованы в рассылке,

если это не запрещено отправителем

Спасибо за проявленный  интерес к моему проекту

'Боевые искусства как бизнес'

Мои рассылки:

«Боевые искусства как бизнес»

«Боевые искусства: правда и вымысел»

«Боевые искусства в сказках»

Пишите мне

С уважением и верой в Ваш успех,

Олег Масков

_______________________________________________

Сведения об авторе рассылки

Масков Олег Фаритович,

Заслуженный тренер Республики Казахстан по каратэ,

Вице-президент Национальной Федерации Каратэ до Шотокан Казахстана,

Председатель Главной судейской коллегии НФКШ РК,

Председатель спортивного клуба каратэ 'Пульс' г. Актобе,

6 дан шотокан каратэ.

 

Copyright © 2005 by  Oleg Maskov . Все права защищены.

Разрешается публикация материалов рассылки с обязательным указанием

ссылки на автора и эту рассылку.

 


В избранное