Го-кадэн – пять традиций изготовления мечей в Японии.
Сошу-дэн (Soshu Den)
Катана и тати данной школы были длинными, широкими и тяжелыми. Примерно с
конца XIII века входят в широкое употребление большие ножи танто. Прогиб клинков —
плавный «тории-зори». Структура хада отменная и плотная, точно волокна древесины, когда е строгают «против шерсти» («итамэ-хада»). Хамон разнообразный, но чаще неравномерный («мидарэ» или «тдзи-мидарэ»), иногда с включениями тоби-яки. Ниэ, как правило, «ара-ниэ»,притом зерна настолько обильны, что образуют характерный узор хитацура (Hitatsura). Хвостовик обычно исполнен в стиле «танаго-бара», так как напоминает брюшко рыбы «танаго», которая водится в реках провинции Сошу. Срез хвостовика — в стиле «кэнг» (Kengyo):
Бизэн-дэн (Bizen Den)
Отличительные черты — клинок изящный, грациозный, ширина и толщина средние. Прогиб почти всегда в стиле «коси-зори» (центр смещен к рукоятке), что принято считать фирменным знаком школы. При этом старые мечи имеют внушительный изгиб «коси», но отдельные дома (например, Осафунэ) не гнушались легкого «тории-зори». Узор хада стиля мокумэ включает мелкие, средние и крупные элементы, также часто присутствует уцури (Utsuri). Хамон большей частью мидарэ-ба, тдзи-мидарэ в разных вариациях и гуномэ-мидарэ, реже —
сугу-ха. Ниэ среднего размера, особенно обильны вдоль линии ниои, но встречаются и дзи-ниэ.
Хвостовики старых экземпляров имеют тенденцию быть длинными, стройными и очень
пропорциональными, обычно в стиле нику-но-хира («смягченный хира»). Однако с течением времени они постепенно становятся толстыми и короткими, с параллельными гранями, а после времени Оэй (1394-1428) делаются настолько малыми, что выглядят неуравновешенно. Задний срез в стиле кури («каштан»):
Мино-дэн (Mino Den)
Отличительные черты: клинки тяжелые и широкие с прогибом неглубоким саки-зори
(центр сдвинут к острию), но старые экземпляры чаще имеют тории-зори.
Узор хада — обычно масамэ и ко-мокумэ с масамэ вблизи K_спинки. Из хамон наиболее популярен санбон-суги (Sanbon Sugi), дословно — «три кипариса». Время от времени попадается также сугу-ха. Следует отметить, что где-нибудь вдоль спинки непременно видна маленькая мидарэ (нерегулярность рисунка). Хвостовики средней длины, заостренные, срез в стиле кэнг. Насечка ясури — хигаки (Higaki), сюдзикай (Sujikai) или кири (Kiri):
Ямасиро-дэн (Yamashiro Den)
Клинки узкие и грациозные, прогиб в стиле тории-зори. Хада — ко-мокумэ превосходной
структуры. Мелкое зерно говорит о многократном складывании и проковке полосы во
время е изготовления, что в свою очередь обуславливает высокую прочность и твердость
металла. Такое плотное строение с большим количеством поверхностных ниэ (Ji Nie) дает
после полировки узор насидзи (Nashiji) — «кожицу груши», являясь показательным также
для школы Ямато-дэн. Хамон чаще всего в стиле сугу-ха, но встречается и тдзи-мидарэ с
россыпями кристаллов ниэ ниже ребра синоги. Хвостовики длинные и заостренные. Задний срез различен: в клинках, изготовленных 700 лет назад и ранее — кури («каштан»), в более поздних — смесь кури и кэнг:
Ямато-дэн (Yamato Den)
Клинки узкие и изящные, но шире, чем в Ямасиро-дэн. Ребро несколько приподнято.
Прогиб стиля тории-зори. Хада почти такой же, как в предыдущей школе, и лишь некоторые полосы имеют смесь ко-мокумэ с масамэ. Хамон — чаще всего сугу-ха с несколькими маленькими аси-ири (Ashi-iri). Хвостовик срезан «каштаном».
Основные школы направления Ямато: Сэндзюин (Senjuin), Таэма (Таета), Сиккагэ
(Shikkage), Сизу (Shizu) и Тэгай (Tegai):
Разумеется, о каждом аспекте можно говорить очень долго и подробно, но такое исследование будет слишком частным и специальным. Хотелось бы подчеркнуть одно — каждая из описанных больших и малых составляющих входит как абсолютно категоричный, обязательный элемент в общую картину классического меча, а потому любая попытка изменить (добавить, убрать) форму приведет либо к уничтожению ценного раритета, либо к изготовлению никчемной фантазии на собственную тему.