Следующим фундаментальным критерием оценки меча служит его общая геометрия, куда
входит форма поперечного сечения клинка и её изменения по всей длине.
Следующие три формы применялись при изготовлении длинных мечей — тати, катана
и вакизаси. До нашего времени дошла только одна — самая функциональная и гармоничная:
Синоги-зукури (Shinogi Zukuri)
Наиболее часто встречающаяся форма во все периоды после Хэйан. Названа так из-за
ребра синоги, протянувшегося вдоль всей полосы, от накаго до киссаки. Благодаря ребру клинок
сочетает жесткость и сравнительно малый вес, позволяющий лихо орудовать как обеими,
так и одной рукой:
Сбу-зукури (Shobu Zukuri)
Форма, аналогичная предыдущей, но без котэ. Наиболее часто использовалась в период
Муромати, но лишь для танто и вакизаси. Это легко объяснить — истонченный передний конец
клинка, во-первых, смещал баланс к рукоятке, уменьшая тем самым силу рубящего удара, а во-
вторых — был склонен к переломам ввиду той же ослабленности. Хотя колоть таким мечом
удобнее, стиль не прижился:
Киссаки моро-ха-зукури (Kissaki Мого На Zukuri)
Название переводится как «форма с обоюдоострым острием». Чрезвычайно древняя форма,
имевшая переменное сечение до одной трети длины. Возникла в конце периода Нара (710-
794), вероятно, как попытка совместить преимущества рубящего и колющего оружия. Нечто
похожее мы встречаем сегодня в клинках казачьих шашек донского типа (весьма отдаленно).
Своим вторым названием — «Когарасу-мару зукури» (Kogarasu Maru Zukuri) — обязана
знаменитому мечу «Когарасу» («Вороненок») работы мастера Амакуни: