Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 19



Сегодня, в 19 выпуске рассылки:


Дзэн

Я следовал своему учителю

Один человек пришел к Бокудзю и спросил:
— Вы действительно следовали своему Учителю?

— Да, я следовал ему, — ответил Бокудзю.

Но всем было известно, что Бокудзю вовсе не следовал своему Учителю.

Поэтому человек недоверчиво спросил:
— Вы хотите обмануть меня? Все знают, что Вы не следовали своему Учителю, и все же вы утверждаете, что следовали ему. Что вы имеете в виду?

Бокудзю ответил:
— Я следовал своему Учителю, потому что мой Учитель никогда никому не следовал, даже своему Учителю. Этому я научился у него!


Серия статей «Кэн-дзюцу»

Современный взгляд на фехтование мечом:

Статья № 4/6

Меч как инструмент изменения внутренней сути.
Кэндзютсу.

6. Тамэсигири, или проба пера… то есть меча

Разделение клинком предметов различной плотности есть один из вернейших способов проверить правильность любого из ударов. Данная практика необходима и обязательна для того, чтобы знать, соответствует ли реальности та или иная техника.

Однако, ввиду того, что эта практика предполагает использование стального клинка, начинать ее стоит только после долгих и упорных занятий боккэном. Долгих и упорных – это значит не менее пяти-семи лет.

И этого времени чаще всего также не хватает. На мой взгляд, браться за стальной меч можно, только изучив все без исключения аспекты техник на примере деревянного меча, и ни секундой раньше. Естественно, для настоящего мастера нет слова «достаточно», применительно к своему собственному уровню владения предметом, но все же есть некий необходимый минимум, после которого вполне можно браться за катану, не опасаясь порезаться самому, поцарапать окружающих, или сломать сам меч.

Тамэсигири интересно в двух проявлениях: во-первых, это проверка мастерства мечника; во-вторых, это проверка качества меча. Как правило, меч проверяют после изготовления, есть специальная должность, именуемая «мастер тамэсигири», и задача этого мастера заключена именно в проверке качества клинка путем разрубания всевозможных циновок, деревянных брусьев, или пуще того, шлемов. Найти подходящий для работы меч сейчас достаточно несложно – были бы деньги, так что представим, что этот самый подходящий меч уже есть, уже возлежит на специальной подставке, всем своим видом – от рукояти до кончика ножен – выражая благородство и воинский дух.

А вот качество переходного звена от рукояти до поверхности пола (это я о вас, господа фехтовальщики, о вас…)  будем проверять отдельно и основательно.

***

Значение тамэсигири как не подлежащего исключению аспекта искусства меча настолько велико, насколько высоки требования данного конкретного мечника к реальности своей боевой техники. Чтобы не оторваться от реальности, надо точно знать, что можно сделать с противником при помощи того или иного действия. И в этом нет никакой кровожадности, всего лишь реальность. А как вы хотели – изучать боевое искусство и не применять его в бою, боясь забрызгаться? От такой точки зрения и происходят все беды горе-адептов «восточных единоборств», которые занимаются только «для тренировки духа», «воспитания личности», «взращивания духа ненасилия» и др. и пр. Слыша такие, с позволения сказать, заявления, хочется спросить: а не лучше ли заняться, например, бегом по пересеченной местности? Тоже очень развивающая вещь, и физически, и волю к победе… а насилия там вообще нет, если не считать насилием наступание на несчастных муравьев или гусениц, подвернувшихся под ноги. И от противника убегать лучше получится, и время даром не пройдет.

Так вот: искусство меча прежде всего связано с изучением методов убийства посредством меча. Не заблуждайтесь, господа фехтовальщики, без осознания этого простого и страшного факта у вас ничего и никогда не получится, в лучшем случае вы будете заниматься не воинским искусством, а экзотическим видом фитнесса. Более того, без осознания данного факта вы не сможете не только противостоять кому-либо, но и – что гораздо важнее – отличать ситуации, в которых нужно это делать. То есть реагировать адекватно.

Парадокс, но если в изучении любого боевого искусства изначально стремиться к «тренировке духа», то шансы успеха этой тренировки уменьшаются катастрофически. Получается, что «за шумом волн не слышно шума волн», и вместо духа тренируется чувство собственной важности, прямо переходящее в снобизм. Сами посудите, придет такой искатель высокого духа в какую-нибудь воинскую школу, и на первой же тренировке на предложение ему, скажем, отжаться от пола заявит: «я пришел сюда не качаться, а дух тренировать»… Вот вам смешно, а у меня такое однажды произошло. Причем говоривший это настолько был уверен в своей непогрешимости, что мне даже смеяться не хотелось. Предложение отжаться воспринялось как самое настоящее унижение, а унижаться-то никому неохота. А, как доказано классиками, чем ничтожнее личность, тем больше чувство собственной важности, и, как следствие, тем больше жалости к себе таковая личность проявляет.

Признать себя несовершенным, и приложить все усилия к тому, чтобы стать лучше – вот настоящая тренировка духа, вот его настоящее величие. Гибкость – вот настоящая заслуга воина.

***

Однако мы отвлеклись. Возвращаясь к теме пробы меча, могу сказать, что ничего сложного – технически – в этом аспекте нет. При условии, что ваша техника отточена многократными повторениями одних и тех же действий.

Одни и те же режущие удары. Которых семь.

Одни и те же принципы перемещений ног.

Один и тот же способ правильно дышать и перемещать центр тяжести.

Рубить можно одну цель один раз, одну цель несколько раз, несколько целей, расположенных в разных местах вокруг исполнителя, причем в последнем варианте важно учитывать непрерывность траектории, так чтобы ни один удар не был отдельно от другого. Можно рубить цель, установленную на подставке-столбе, на различной высоте; или цель, подвешенную на веревке, причем ее еще можно раскачать.

Начинать, на мой взгляд, лучше с йоко кири. После – кэса кири, потом макко кири, и уж потом – кири агэ. Последний удар самый сложный для правильного исполнения.

Теперь – о целях. О том, что можно рубить.

В оригинале это свернутые и смоченные водой маты из рисовой соломы. В наших условиях такую экзотику не достать, а если и достать, то только для того, чтобы использовать по прямому назначению. То есть лежать на них, а ни в коем случае не рубить. Так что придется приспособиться.

Самая простая цель для тамэсигири – пластиковые бутылки из-под минеральной воды. Делаем так: наполняем бутылку водой, укрепляем, рубим. Это, кстати сказать, самая легкая для поражения цель, и с нее лучше всего начинать. После освоения правильного разреза данной цели можно усложнить – ставить бутылку, а не укреплять ее. Дальнейшее усложнение – поставить несколько (две-три-четыре) бутылки рядом, и сносить их одним ударом, по мере продвижения в мастерстве увеличивая расстояние между ними.

Еще одна опробованная разновидность цели – толстая газета. Делаем так: берем газету листов на семьдесят, туго сворачиваем ее даже не в трубку, а в валик, завязываем с двух концов, замачиваем в воде десять минут или около того. Получившийся аналог традиционной циновки используем по назначению, то есть рубим. Правила те же, что и в случае пластиковой бутылки, однако эта цель гораздо труднее, поэтому стоит продвигаться очень осторожно в ее освоении. Меч-то у вас только один.

И, наконец, я должен напомнить, что после каждого тамэсигири необходимо ухаживать за мечом, чем тщательнее, тем лучше.

Медиа для работы и отдыха

Представляем Вашему вниманию тамэсигири пластиковой бутылки.


Ваши письма

Вопрос: А Вы прочли все статьи последовательно?

Пишите нам о своих впечатлениях как о прочитанном в данной рассылке.


Последовательность опубликования статей



г.Санкт-Петербург
www: http://www.academy.muto.ru e-mail: ShinKage@muto.ru

В избранное