Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 16



Сегодня в рассылке:


Дзэн

Шестое чувство

Однажды, великий мастер меча Тадзима-но-ками прогуливался прекрасным весенним утром в своём саду, полностью поглощённый созерцанием расцветающих слив. За ним шёл мальчик-оруженосец, который нёс его меч. "Как ни искусен в фехтовании мой господин, - подумал мальчик, - а сейчас, когда он так увлечён созерцанием, его ничего не стоит атаковать". Тадзима резко обернулся и огляделся вокруг, как бы ища кого-то. Никого не увидев, он вернулся в комнату. Облокотившись на стол, он некоторое время стоял неподвижно, глядя по сторонам, как будто сошёл с ума. Увидев это, его слуга испугался и даже побоялся подойти к нему. Наконец он спросил господина, здоров ли тот и не может ли он ему чем-либо помочь. Тадзима ответил: "Я вполне здоров и чувствую себя хорошо. Меня беспокоит одно происшествие, которое я никак не могу объяснить. Благодаря длительной тренировки в фехтовании я могу чувствовать мысли тех, кто стоит против меня или находится неподалёку. Когда я был в саду, я вдруг ощутил запах смертоносных духов. Я оглянулся, но кроме моего мальчика-оруженосца, поблизости никого не было. Я не могу сообразить, откуда взялся этот запах смерти. Я очень расстроен, что стал таким рассеянным".

Услышав об этом, оруженосец признался ему в своей мысли и попросил прощения. Это вполне удовлетворило Тадзима-но-ками и он сказал: "Ну, тогда всё ясно"


Серия статей «Кэн-дзюцу»

Современный взгляд на фехтование мечом:

Статья № 4/4

Меч как инструмент изменения внутренней сути.
Кэндзютсу.

4. Откуда наносить удар, или какая ж это упрямая штука – меч…

Зачастую успех удара зависит от своевременности его нанесения. А это, в свою очередь, тянет за собой необходимость в четком представлении о замахе, точнее, о его крайнем положении, как об отправной точке траектории удара.

В процессе отработки любого удара обязательно использовать большой замах. Так лучше всего прочувствовать и вовремя устранить ошибки, неизбежно возникающие при шлифовке техник. Довольно часто возникает ситуация, когда без использования большого замаха теряется смысл удара, а искусство может быть неправильно воспринято в качестве набора безжизненных форм. Поскольку силы на удар в данном случае тратятся небольшие, и это происходит только от незнания предмета.

Большой замах хорош в базовой отработке любого из режущих ударов, как основных составляющих техники. Однако, чем длиннее траектория удара, тем больше шансов противнику его распознать и использовать в своих целях, да и просто уклониться. Соответственно, реалии поединка требуют укоротить траекторию удара для увеличения эффективности тактики. Однако здесь нужно помнить – режущий удар должен быть сильным. И сила эта не должна потеряться при адаптации базовой формы удара к реальным условиям.

***

Должен сразу предупредить: боевое искусство не должно содержать в себе ни капли надуманности, иначе оно будет неэффективным.

***

Итак, продолжим. То, что бой должен быть как можно короче, не возьмется отрицать ни один здравомыслящий человек, даже если он далек от воинских искусств. Перед бойцом встает совершенно определенная задача: сохранить силу большого удара, превратив его в малый.

Не в секущий!

Удар должен остаться режущим, сохранить все свои разрушительные свойства, но занимать при этом наименьшее место и время. Сделать это можно, либо закачав до невообразимости плечевой пояс, так чтобы удар одной рукой был по силе равен двуручному удару обычного человека… либо научившись вкладывать в удары пресловутый центр.

Однако лучше будет совместить эти два подхода, поскольку центр привязан к мечу именно посредством рук. Ваших сильных, гибких, подготовленных рук.

Центр и меч, соединенные гибкой связью плечевого пояса с опорой на ось позвоночника, представляют собой систему, способную сохранять кинетическую энергию последнего, рабочего звена достаточно долгое время почти без изменения, подпитывая ее короткими импульсами – поворотами бедер. Здесь и находится основной узел преобразования энергии, и насколько долго воин может продержаться, зависит от его выносливости.

А еще от хладнокровия.

Исходя из данной модели, можно вывести своеобразный рисунок, манеру перемещений и боя в целом. А рисунок боя должен отвечать одному важному качеству: непрерывность.

Непрерывная траектория позволяет более эффективно, чем в продольно-поступательной модели, использовать запас движения конечностей, не затрачивая половину всей траектории на возвращение рук в положение замаха. Кроме того, непрерывность позволяет вести себя практически непредсказуемо, и «скорострельность» техник будет достаточно высокой для выполнения поставленных тактических задач. Именно об этой непрерывности и должно упоминаться любым уважающим себя мастером айкидо.

Где эти уважающие себя, вот вопрос…

Непрерывная траектория дает еще и неоспоримые преимущества при работе одного против многих, позволяя не драться со всеми, а просто-напросто атаковать одного за другим, «оседлав волну» движения и стихийным образом просчитывая следующий удар. При правильно освоенной технике и устойчивом ощущении «ментального скольжения» - по-другому не назвать – противники будут не столько попадать в вас, сколько – ау, айкидзины, где вы? -  мешать друг другу.

Теперь возник вопрос. Как ее построить, эту самую непрерывную траекторию?

Сразу оговорюсь: без хорошего владения основными ударами – никак.

К изучению непрерывного течения можно подойти, только изучив отдельные удары как составные части общего процесса. Здесь следует узнавать следующие условности:

- во-первых, при отработке каждого удара в отдельности с полным замахом этот самый полный замах избыточен по сравнению с боевым применением. При использовании непрерывной траектории, таким образом, замах получается меньше, а недостаток силы удара компенсируется перемещениями в сторону удара, или же поворотом бедер в случае горизонтального удара, или совмещением данных факторов;

- во-вторых, при отработке общей линии движения следует помнить, что конечная точка одного удара должна быть начальной точкой другого. Так получается не тратить время на переходы между отдельными ударами и не прореживать свою собственную атаку. Это влияет на правила отработки каждого из ударов в отдельности, а именно требуется, чтобы каждый удар в каждом повторении начинался и заканчивался в одних и тех же точках. Такие точки можно с полным правом назвать узловыми, поскольку из каждой точки можно вырастить целый куст разнообразных техник, состыковав их в практически произвольном порядке;

- в третьих, следует помнить, что меч движется не в пустоте, а встречая разнообразные препоны, которые обладают различной степенью податливости. Таким образом, нужно учитывать возможное изменение траектории при столкновении, и строить дальнейшие действия, не теряя общей линии.

- в четвертых, при построении траекторий наиболее выигрышным вариантом действия, на мой взгляд, будет стыковка движений, по-разному ориентированных в пространстве, например, о кири агэ – ко йоко кири – небольшой промежуточный замах – ко кэса кири. Должен сказать, что такие связки требуют изрядной гибкости в запястьях, умения расслаблять их, а также навыка управлять инерцией клинка.

Продолжение следует...

Медиа для работы и отдыха

Представляем Вашему вниманию для сравнения 1-е ката Кендо (Ipponme) и Катори Синто рю (Omote-no-tachi: Itsutsu-no-tachi)


Ваши письма

Пишите нам о своих впечатлениях как о прочитанном в данной рассылке, так и об информации, изложенной на сайте нашей Школы: http://www.academy.muto.ru


Последовательность опубликования статей



г.Санкт-Петербург
www: http://www.academy.muto.ru e-mail: ShinKage@muto.ru

В избранное