Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 5



Сегодня в рассылке:

  1. Дзэн: Белый лист.
  2. Серия Статей «Айкидо и оружие»: Такума Хиса.
  3. Медиа: "Будо Рэнсю (Практика Будо)" Морихэй Уэсиба (составитель Томики Кендзи).
  4. Ваши письма: Приглашение к участию в обсуждении.

Дзэн

Белый лист.

Среди бесчисленных дзэнских историй есть одна, повествующая о том, как мастер проверял своих учеников. Он капнул чернила на белый лист бумаги и спросил их: "Что вы видите?" Один ответил: "Кляксу", второй - "Пятно", третий - "Чернила". Учителя огорчили их ответы, и с укоризной в голосе он произнес: "Почему же никто из вас не увидел белого листа!?"

Похоже, такова наша природа: мы привыкли замечать только то, что просто, понятно, очевидно, то есть, проще говоря, то, что цепляет глаз. Мы жаждем ярких впечатлений, пестрых красок, громких событий, оставляя без внимания спокойный и гармоничный фон повседневной жизни. Оттого, быть может, жизнь нашу чаще наполняют "черные пятна", чем "белые листы".


Серия статей «Айкидо и оружие»

Отличительные особенности в обучении или «…То, чему учил Сокаку, было несравненно грубее того, что преподавал нам Уэсиба, и я подумал: «Вот это по-настоящему»…»

Такума Хиса

Такума Хиса был капитаном клуба сумо в Коммерческом Колледже Кобэ (ныне Университет Кобэ). В 1927 году он пришел на работу в центральный офис газеты «Асахи Ньюс» по протекции своего старшего приятеля по университету, Мицудзиро Исии, а в 1934 году занял ответственный пост директора по общим вопросам «Асахи Ньюс» в Осаке. Не без помощи Исии Хиса пригласил Морихея Уэсибу перебраться из Токио в Осаку и стать учителем айкидзюцу в штаб-квартире «Асахи Ньюс». В 1936 году, после приезда в Осаку Сосаку Такэда, он начал тренироваться под его началом. В 1939 Сокаку присвоил Хиса степень менкьё кайден по Дайто-рю айкидзюцу, и тот стал одним из всего лишь двух учеников, получивших подобное удостоверение из рук самого Сокаку. В 1959 году Сокаку основал клуб айкидо Кансай. В 1961 году он перебрался в Токио, где и прожил свои последние годы после инсульта.

Мы взяли это интервью у Такума Хиса 14-го апреля 1979 года в его доме в Ниси Огикубо, Токио. Поскольку вскоре после него г-н Хиса отошел в мир иной, мы дополнили материал интервью короткой выдержкой его рукописи, одной из нескольких, ходивших по рукам, «От айкидзюцу к айкидо». Нам бы также хотелось поблагодарить за доброту и поддержку Хакару Мори, директора Такумакай, который дважды общался с нами, в 1990 и 1993. При нашей первой встрече с нами был Кацуюки Кондо, соке дайри Дайто-рю Айкидзюцу. Получившаяся в результате компиляция двух этих встреч легла в основу второй части интервью с Такума Хиса.

Не могли бы Вы рассказать, когда впервые стали изучать айкидзюцу под руководством сэнсэя Уэсибы?

Газеты должны отражать то общество, в котором они существуют. В те дни было много так называемых политических альянсов, и когда эти группы делали вещи, которые выходили за рамки, газеты их критиковали. В ответ лоббисты этих групп иногда делались жестокими. Произошло несколько инцидентов, во время которых они просто брали и поджигали офисы издательств. Поэтому газетам нужно было как-то себя защищать. В качестве превентивных мер мы, в частности, натягивали электрическую проволоку под напряжением. В 1932 году я усилил службу безопасности в токийском головном офисе «Асахи Ньюс». За свою работу и невзирая на мою молодость, я получил повышение по службе и переехал в осакский офис.

Затем главный человек в Токио, г-н Мицудзиро Исии, председатель Общества Физического Образования, познакомил меня с сэнсэем Уэсибой и сказал, что я должен учиться у него. Так что мне фактически приказали учиться, и компания за это платила.

Как долго вы учились у сэнсэя Уэсибы?

Сэнсэй Уэсиба приехал в Осаку где-то в 1933, и мы учились у него года три. Он преподавал нам поначалу сувариваза (технике сидя), затем ханми хандати (защите сидя от стоящего противника) и тативаза (технике стоя). Тогда я был молод и очень занят, а потому каждое утро вставал часов в пять и практиковался часа два-три. После каждой тренировки мы фотографировали все приемы.

Эти фотографии были собраны в книге «Содэн». Кто их делал?

Сами. Мы же были издательством, так что средства у нас имелись. Мы и фильм сняли.

Это были фотографии самого сэнсэя Уэсибы или его учеников?

Учеников.

Помните чьи-нибудь имена?

Да, припоминаю. Среди них были Ёситэру Ёсимура, Куниёси Кавазоэ и Хэйзабуро Накацу. «Содэн» существует в одиннадцати томах. Девять сделал я. Тома с первого по шестой содержат то, чему мы научились у сэнсэя Уэсибы, а остальные то, чему нас научил сэнсэй Такэда.

А сэнсэй Такэда знал о том, что студенты делают снимки?

Думаю, что нет. Но он мне как-то сказал: «Бон-сан (мальчик), я хочу, чтобы ты передал это будо будущим поколениям». Такова одна из причин, почему я сделал фотографические записи и снял фильм. В своем бюллетене, «Дайто-рю Айкибудо»*, старший мастер (Токимунэ Такэда) писал: «Я благодарен за эти записи Дайто-рю. Не сомневаюсь, что и моему отцу они тоже понравились бы».

В вашем распоряжении наверняка находится немало материалов!

Вот рукопись, которая называется «Каннагара но Будо». Она показывает приемы ареста для использования полицейскими. А вот эта называется «Техника самозащиты для женщин».

Вы имеете представление о том, что стало с фильмом, который вы сняли в Осаке?

Знать не знаю. У него даже названия не было. Для удобства мы называли его «Асахи-рю»**.

При каких обстоятельствах Сокаку Такэда приехал в Осаку?

Он внезапно объявился в приемной издательства «Асахи Ньюс» и заявил: «Слыхал, что вы тут изучаете айкидзюцу у Уэсибы. Я немногому его научил, так что если хотите учиться по-настоящему, я буду преподавать».

Вы хотите сказать, что Сокаку Такэда пришел в «Асахи Ньюс» сам и никто его не приглашал?

Да, сэнсэй просто-напросто подошел к главному входу со своей любимой палкой в руке. Прошел весь путь с Хоккайдо.

(Ниже приводятся выдержки из рукописи «От айкидзюцу к айкидо», где прибытию Сокаку сэнсэй Хиса уделил больше внимания).

В то время все сотрудники безопасности «Асахи Ньюс» были довольно крепкими ребятами, обладавшими по меньшей мере пятым данном в дзюдо и кэндо. Айкидзюцу тоже занимались с энтузиазмом, практиковались усердно и быстро прогрессировали. Они естественным образом впитали почти всю ту технику дзю-дзюцу, которой на протяжении двух лет учил их Уэсиба. Как раз когда мы пытались решить, что нам делать с этим багажом дальше, откуда ни возьмись появился дай сэнсэй Сокаку, без предупреждения и без приглашения. Был он щуплым, но глаза его были остры и горели, а за поясом он носил кинжал. Ходил он, позванивая железной палкой вроде посоха, которые носили горные аскеты.

Он крикнул: «Эй там! Позовите-ка директора по общим вопросам. Я учитель Морихея Уэсибы по айкидзюдзюцу и мое имя – Сокаку Такэда. Я слышал, что, несмотря на свою неопытность, Морихей преподает здесь Айкидзюдзюцу. Если в «Асахи Ньюс» у всех на виду обучают плохой технике, я считаю это важнейшим вопросом чести Дайто-рю. Вот я и пришел с Хаккайдо так быстро, как только смог». И, подняв над головой свой меч, категорически заявил: «Мы начинаем урок прямо сейчас!».

Разумеется, мы слышали от сэнсэя Уэсибы о том, что он изучал технику, известную как Дайто-рю айкидзюдзюцу у учителя по имени Сокаку Такэда, но нелегко было представить себе, что этот маленький старичок и есть тот учитель. Как бы то ни было, мы пригласили его пройти в додзо и обращались с ним вежливо. Постепенно мы узнали больше подробностей, а он продемонстрировал некоторые из приемов Дайто-рю айкидзюдзюцу на неслабых ребятах, тренировавшихся у сэнсэя Уэсибы. Сэнсэя Уэсибу всегда сопровождали три-четыре личных ученика, которых он использовал в качестве партнеров во время демонстраций. Однако вместе с сэнсэем Такэда не пришло ни одного ученика и он всегда показывал приемы на любом, кто осмеливался вызваться. В тот день с ним также никого не было, а потому на него один за другим нападали наши местные силачи. Он же запускал их в полет, как будто выкручивал руку новорожденным, и пригвождал настолько основательно, что они даже не успевали взмолиться о пощаде. Все были очарованы красотой техники Уэсибы, но в тот момент нас всех потрясла сильная техника этого старого мастера. Как Бэнкей***, давший обет верной службы Усивакамару, мы все сразу же поклонились в ноги Сэнсэю и попросили разрешения стать его учениками.

После этого Вы учились непосредственно у сэнсэя Такэды?

Сколько бы раз Сокаку сэнсэй ни говорил, что будет учить меня, я отказывался в это поверить. Это было невероятно. В то время я был директором по общим вопросам и руководил всеми этими крутыми парнями. Однако я не упомянул Такэде сэнсэю о своей должности и вместо этого расположился в заднем ряду. То, чему учил Сокаку, было несравненно грубее того, что преподавал нам Уэсиба, и я подумал: «Вот это по-настоящему». Однако уже было поздно подниматься и сообщать ему свое имя. Так что Такэда сэнсэй всегда обращался ко мне «Бон-сан», а не по имени.

Изучая Дайто-рю, Вы использовали оружия, такое как меч или шест?

Сэнсэй Уэсиба показывал что-то в этом роде, однако я никогда этому не учился, занимался только рукопашной техникой.

А у Сокаку Такэды сэнсэя?

У него я тоже перенимал только безоружную технику. Однако я параллельно получал инструкции по владению мечом айки и в нито-рю.

А Такэда сэнсэй когда-нибудь использовал меч или шест, обучая безоружной технике?

Он был особенно искусен во владении мечом. Как вы, должно быть, знаете, Реставрация Мэйдзи создала большое количество никому не нужных фехтовальщиков****, так что если они хотели заработать на пропитание, то им приходилось переходить на обучение единоборствам без оружия. Такэда сэнсэй был одним из них.

Как долго Вы учились у Такэда сэнсэя?

Года два или три. Он тоже спросил меня, сколько я учился у Уэсибы, и когда я ответил: «Три года», сказал: «Что ж, тогда ты можешь перепрыгнуть через начальные уровни, и я начну учить тебя со средних».

Год спустя Вы получили от Сокаку сэнсэя сертификат на преподавание. Довольно быстро, не правда ли?

Уверен, что произошло это потому, что я провел эти три года под руководством Уэсибы сэнсэя, развивая базовые навыки. Я проучился у Морихея сэнсэя три года, но так и не получил от него сертификата. Три или четыре года спустя Кэндзи Томита***** рекомендовал меня на получение ранга, сказав, что я лучших из всех айкидок, так что Уэсиба сэнсэй присвоил мне восьмой дан.

Сколько учеников занималось при Вас у Такэды сэнсэя?

Пять или шесть.

Как выглядело обучение?

Многого он не требовал. На то была система. Практикуясь, вы вписывали свое имя в регистрационную книгу и скрепляли печатью. Баснословных денег он за это не требовал. По сути такие вещи вообще мало его интересовали. Встречая с ним в Осаке, я водил его в более привилегированные рестораны, и он всегда настаивал на том, чтобы дать официантке чаевые. Он говорил: «Бон-сан, ты же не можешь использовать девушку просто так». Кроме того, он учил меня, приходя к кому-нибудь домой в гости, всегда держать в голове путь к отступлению. Он научил меня многому из того, что составляет путь воина.

Связывали ли какие-нибудь взаимоотношения Сокаку Такэда и Дзигоро Кано?

Где-то я слышал, что они оба родились в 1860 году. В свое время Такэда сэнсэй заметил, что Кано превращает дзю-дзюцу в до (путь). Сказал, что за этим в общем-то правильным занятием, он позабыл дзю-дзюцу старого стиля.


Примечания

* Полное название – «Дайто-рю Айкибудо Дэнсо Дзэн Дзюиккан Мокуроку», или «Записи приемов Дайто-рю айкибудо в одиннадцати томах». Серии фотографий сопровождались пояснительными текстами, записанными Хисой и основывавшимися на приемах, которые в то время преподавала и додзо «Асахи Ньюс» в Осаке. Назад...

** Был снят в Осаке в 1935 году. Фильм обнаружили в 1979 и дали новое название – «Айки Будо». Теперь он входил в первый том видео-серии «Морихей Уэсиба и айкидо», подготовленных «Айки Нюьс». Назад...

*** Бэнкей (? – 1189) в начале периода Камакура был монахом и преданным слугой знаменитого генерала Минамото но Ёсицунэ (1159-1189). Корни этой преданности лежат берут начало в состязании во владении нагинатой, когда Бэнкей бросил вызов юному Усивакамару (как звали в детстве Ёсицунэ) и проиграл ему. Назад...

**** А произошло это потому, что отмена феодальной системы оставила огромное количество самураев не у дел. Назад...

***** Начальник полиции Осаки, тренировавшийся у Морихея Уэсибы Назад...


Интервью Стэнли Пранина


Медиа для работы и отдыха

Представляем Вашему вниманию книгу об айкидзюдзюцу Морихэя Уэсибы "Будо Рэнсю (Практика Будо)". Она была первой выпущений издательством Кобукан в 1933 году книгой. Несмотря на авторство Морихэя Уэсиба в действительности её состовителем был Томики Кендзи, именно он подготовил этот манускрипт. Здесь описывается 166 техник (рисунки сделала ученица и художница – Такако Кунигоси). Этот перечень соответствовал первому уровню айкидзюдзюцу. Иммено эту книгу переведённую на русский язык, с подлинными рисунками, в формате PDF (13,2 Mb) можно скачать с нашего сайта.


Ваши письма

Ответ на вопрос нашего читателя: Чем отличается айкидо от айкидзюцу?

... вы найдете, благодаря дзэнскому подходу, выраженному в сегодняшней дзэнской истории, вчитавшись в интервью Такума Хиса в данной рассылке, и более глубокий с дополнительным анализом информации предыдущих и последующих статей из серии «Айкидо и оружие» и последующих «Традиционные Школы», «Кэн-дзюцу», «Тай-дзюцу».

Пишите нам о своих впечатлениях как о прочитанном в данной рассылке, так и об информации, изложенной на сайте нашей Школы: http://www.academy.muto.ru



Санкт-Петербург 2007
e-mail: ShinKage@muto.ru

В избранное