Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 3



Сегодня в рассылке:

  1. Дзэн: О собственных мнениях и суждениях.
  2. Серия Статей «Айкидо и оружие»: Интервью с Морихиро Сайто сенсеем.
  3. Медиа: "Жиу-житсу" 1909г.
  4. Ваши письма: Отличие айкидо от айкидзюцу.

Дзэн

Японский мастер дзен Нан Ин, живший в эру Мэйдзи (1868—1912), как-то принимал у себя профессора университета, который пришел порасспросить его о дзен. Нан Ин стал разливать чай. Налив гостю полную чашку, он продолжал лить дальше. Профессор какое-то время смотрел на чай, льющийся через край, но, наконец, не вытерпев, воскликнул:
— Чашка полная. Больше не входит!
— Вот как эта чашка,— ответил Нан Ин,— так и вы наполнены своими мнениями и суждениями. Могу ли я показать вам дзен, если вы не опорожнили свою чашку?


Серия статей «Айкидо и оружие»

Об истинных последователях искусства Морихэя Уэсибы, читайте в статье:

Интервью с Морихиро Сайто сенсеем

В этом году (1996 г.) Сайто Сенсей отмечает 50-то летнюю годовщину занятий Айкидо. Он начал изучать Айкидо в 1946 г. Это стало началом его, более чем 23-х годичного обучения, в качестве ученика О-сенсея. О-сенсей покинул этот мир в 1969 году, умирая на руках Сайто Сенсея. Долгий период отношений учитель-ученик завершился. Ивама доджо и Айки Храм были оставлены на Сайто Сенсея. Их и Айкидо, которому основатель обучал в Иваме, Сайто Сенсей хранит и обучает, не только в Иваме, месте рождения Айкидо, но и по всему миру. Первостепенная задача Сайто Сенсея заключается в сохранении Айкидо в том виде, каким его передавал основатель и ни насколько не изменять его. В этом Сайто Сенсей является весьма уникальным, поскольку это стало обычной практикой учителей Айкидо - развивать свое собственное Айкидо. Сайто Сенсей продолжает обучать Айкидо основателя и оставляет след в Айкидо посредством серии книг и видеофильмов. Сегодня, когда Сайто Сенсей отмечает свое 50-тилетие в Айкидо, он также является Дай Семпаем в Хомбу Доджо.

В течение недели пребывания Сайто Сенсея в Дании мне представилась возможность взять у него интервью. Поскольку у меня накопилось несколько вопросов касательно истоков Айкидо, я воспользовался возможностью найти ответы. Сегодня Сайто Сенсей один из немногих кто сохранял прямую связь с основателем и один из немногих кто дает информацию из первых рук об Айкидо и его истоках.

Вопрос: Тренировался ли Сайто Сенсей в других видах Будо до занятий Айкидо?
Ответ: Да. Я занимался Кендо, Карате и немного Дзюдо.

В: Как Сайто Сенсей начал тренироваться в Айкидо?
О: Я услышал о таинственном человеке, практикующем неизвестный вид Будо и живущем неподалеку от моего дома. Это было в 1946 г. и я начал обучение под руководством основателя. Когда я начал тренировки в Айкидо, занятия были очень жесткими. В то время мы выполняли много Сувари ваза техник, даже если наши колени кровоточили, мы все равно продолжали тренировки! Мы выполняли Сувари ваза днем, а затем переходили к чему-либо еще, например, риотедори и делали это день за днем. Это то, как проводились тренировки в Иваме.

В: В то время когда Сайто Сенсей начал практику Айкидо, много ли было других учеников в доджо?
О: Да, было несколько учеников в то время. Тохей, Абе, Тонабе, Шиода уже тренировались, когда я начал. Тохей оставался с нами недолго и вскоре уехал, чтобы создать семью. Абе остался на год, а затем уехал во Францию. Танабе остался, но не надолго, так же как и Шиода, который уехал работать на прокатном стане, где и начал обучать Айкидо.

В: Кроме Сайто Сенсея, кто был учеником дольше всех? И как долго это длилось?
О: Не было других учеников! Особенно если вы имеете в виду обучавшихся долгое время, тех, кто оставался на год или больше. Большинство студентов оставались не боле 3-6 месяцев.

В: Кто из сегодняшних Сенсеев был учеником?
О: Если вы говорите о таких Сенсеях как Ямада, Тамуре, Тохей, Саотоме, Камаи, то все они являются учениками Кисшомару Уесиба. Они никогда не приезжали в Ивама и не практиковались у О-сенсея. Чиба сенсей однажды остался в Ивама на 3 месяца.

В: Кто обучал в Ивама в Токио, когда О-сенсей был в отъезде?
О: Когда Сенсея не было в Иваме, проведение тренировок возлагалось на меня. Я не знаю кто обучал в Хомбу доджо, когда О-сенсей по каким-либо причинам отсутствовал, так как я был в Ивама. Я редко приезжал в Хомбу доджо. В 1960-61 г. г. О-сенсей был полон сил и иногда ездил в Токио, чтобы обучать Айкидо, и тем не менее проходило не много времени, прежде чем ученики в Хомбу Додзе вызывали меня и просили забрать О-сенсея домой! О-сенсей доставлял им много хлопот, отчитывая их за то, что они не верно тренировались. В Ивама О-сенсей привык придерживаться собственных тренировок по утрам, и тогда я был единственным учеником, кто участвовал в них. В качестве платы за его особые тренировки я работал на ферме О-сенсея.

В: Где О-сенсей проводил больше времени, обучая, в Иваме или в Токио? И как это изменялось в 40-е, 50-е и 60-е годы?
О: Прежде всего, я хотел бы прояснить тот факт, что О-сенсей был человеком Ивамы. Именно здесь он хотел проводить свое время. В 40-е и 50-е годы он практически все свое время проводил в Иваме и иногда ездил в Токио. В 60-е годы О-сенсей чаще ездил в Токио, возможно, он проводил одинаковое время в Иваме и Токио (50/50). Тем не менее, когда О-сенсей заболел в Токио, он сам попросил меня забрать его домой.

Существовала разница между тем, как О-сенсей обучал в разных местах. О-сенсей не обучал оружию в Хомбу Додзе! Правильный Риай (связь между орудием и тайдзюцу) не преподавался в Хомбу Додзе, об этом лишь говорилось. О-сенсей обучал оружию и правильному Риай в Иваме. О-сенсей тренировался и учился по-настоящему сурово в Ивама. Развитие в Ивама заняло около 15-20 лет. Развитие началось в 1945 г. и завершилось где-то между 1960-65 г. Айкидо развилось во время этого периода в Иваме.

Я хотел бы сказать несколько слов о той лжи, что существует касательно О-сенсея и его Айкидо. К примеру, ложь о том, что в Айкидо нет оружия - это действительно злит меня! Я хочу, чтобы об истоках Айкидо была известна истина. Я отчасти сержусь на старания Хомбу Доджо скрыть тот факт, что О-сенсей был человеком Ивамы, и что в свое время Айкидо развивалось именно в Иваме.

Мэтс Александерсон


Медиа для работы и отдыха

Наверняка слышали про Джиу-джицу (Жиу-житсу, Дзю-дзюцу), а теперь Вы можете прочитать про это искусство в книге "Жиу-житсу" 1909 года издания. Книга, в своем роде, раритетная.
Книга в формате DJVU (аналог PDF). Если у вас не получается открыть её, тогда используйте программу WinDjView.


Ваши письма

Пишите нам о своих впечатлениях как о прочитанном в данной рассылке, так и об информации, изложенной на сайте нашей Школы: http://www.academy.muto.ru

Предлагаем ВСЕМ желающим высказаться по вопросу:

"Привет! Скажите мне, пожалуйста, чем отличается айкидо от айкидзюцу?" - Людмила Голубенко



Санкт-Петербург 2007
e-mail: ShinKage@muto.ru

В избранное