Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Моменты раллийной жизни

  Все выпуски  

Нестандартный обзор ралли "Светогорск 2009" и "Профи клуб Зима 2009". А также технические особенности амортизаторов на основе личного опыта.


Ралли Светогорск 2009

Итак завершилось очередное ралли в Ленинградской области. Ралли, по нашим представлениям , наиболее богатое на знаковые события и подковерные интриги.  Безусловно ни одно событие без этого не обходится, но так открыто эмоции участников проявлялись в первый раз.

 

Началось все незадолго до старта. Бесконечная путаница с названиями и статусами.  Только опытный и внимательный человек был в состояниии разобраться в дебрях различных документов, бюллетеней и списков участников.  Ралли первой категории «Светогорск 2009» являлось этапом Кубка России – в сети появляется лук-бук (достаточно приличного качества, хотя и пересыщенный рекламой) с  очень полезной для зрителей информацией об опасных точках на трассе. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что разницы между некоторыми картинками мы не заметили и опасных точек по собственному опыту добавили бы. Следом появляется и список участников. Пока все в порядке – дальше хуже.  Одновременно с этапом  Кубка России проводится и этап НГС «Кубок клубного ралли». Неквалифицируемое соревнование, не позволяющее получать спортивные разряды, но стоимость участия ниже и вариантов получить чашечку побольше, чем в Кубке. Официальное название звучало как «Профи-клуб. Зима 2009». И тут начались танцы с бубнами, повергшие в замешательство окружающих.  Все началось  с размещенной Заявочной формы– «Светогорск 2009 – Этап НГС». Первоисточник неизвестен, но данный опус быстро подхватили «профессиональные» раллийные порталы.  Далее  был список участников Профи-клуба – без названия и с новым зачетом «200Н». Снова перепечатки с сайта на сайт и снова без контроля содержимого.


И вот оно – долгожданное начало гонки. Первый СУ преодолевает и кубковый и клубный канал.  После этого в лучших традициях «тренировок» клубный канал кучкуется на финише первого СУ. А в это время сразу за «метлой» зрители начинают носится по трассе СУ 1 в произвольные стороны.  Подогретые зрелищем и разочарованные выступлениями отдельных участников (а многие спортсмены почему-то ехали как к бабушке на дачу) «овощи» разгоняют свои джипы и субары на полную катушку. Благо трасса знакомая, не раз езженная и колея обманывает безопасностью. А клубный канал между тем под конвоем выходит в обратную сторону. Для нас появление клубного канала было ожидаемым, но неожиданным. Про нормы времени, которые вроде как на соревновании должны быть, мы осторожно умолчим.


Чтож едем на очередной СУ и выжидаем. Потери обширны и видны невооруженным глазом. Хотя их и следовало ожидать – такова специфика этой знакомой и тем и коварной трассы. Многим кажется, что все повороты настолько изучены, что едутся с закрытыми глазами. Однако после многократных визитов лесовозов в район соревнований дороги поменялись.


Третье прохождение решаем посвятить себе любимым и выбираем фототочку не только интересную с точки зрения съемки, но и позволяющую проследить движение автомобилей на предыдущем километре.  Полный приводж кубкового канала идет опасно, с большим риском – а ведь борьба на последнем допе в последнее время редкость.  Соперники буквально выгрызают секунды из замерзшей земли.  Головка переднего привода уже не рискует, но все еще зрелищна.  И вдруг «окошко», не сулящее ничего хорошего.


 Вдруг вдалеке замечаем скопление – Прохоров, Бакулин, Мисиков, Жильцов, Коваленко...В 15 секундах Дмитрий Крылов...Опытные зрители, собравшиеся в нашем повороте в мгновение ока отскакивают от трассы – именно здесь есть место пропустить. Прохоров с разбортированным колесом пропускает Бакулина и одного из «нарттаймовцев» и снова устремляется в путь. Однако резкий гудок Коваленко приводит его в чувство – метров через 300 он пропускает еще две машины.  Еще не утихли страсти по Пено, когда аналогичная ситуация приключилась с господином Бакулиным и тут – на тебе. Были ли варианты пропустить соперников раньше? Оставим вопрос без ответа...

Уже гораздо позже мы узнаем, что «нарттаймовцы» сдают карту на КВ 8-А с мотивировкой «Отказ от борьбы».  Что послужило причиной такой постановки вопроса – не желание отбирать очки у прочих участников в непрофильной дисциплине или все же данный случай и осознание того, что справедливости добиться не удастся. Сложно сказать. Но эти экипажи заметные игроки автомобильного спорта. И с их мнением считаться придется всем. И последствия расхлебывать полной ложкой. 

Но все-таки есть в наших впечатлениях и ложка меда. Большая и с горкой.  Увидев в списке участников клубного канала жителя славного города Сестрорецка, в котором имеем честь проживать долго шутили между собой, что проживает он в соседнем доме – Сестрорецк –город маленький.  Возвращаясь домой в понедельник приметили припаркованную Субару в соседнем дворе – присмотрелись – с каркасом! А может не шутка?...


Песня об амортизаторах...

«Амортизатор - устройство для смягчения ударов в конструкциях машин и сооружений для защиты от сотрясений и больших нагрузок. Включается между телом, передающим ударную нагрузку, и телом, защищаемым А. (например, между колесом, движущимся по неровностям дороги, и корпусом повозки). Конструкции А. основываются на упругих свойствах твёрдых тел (рессоры, торсионы, резиновые элементы), жидкостей (гидравлические пружины, основанные на явлениях сжатия жидкостей) и газов (пневматические пружины). В подрессоривании современных транспортных машин, предназначенных для больших скоростей, А. (рессора, торсионный вал, буфер и др.) всегда применяется совместно с демпфером.» Такое определение дает нам Большая Советская Энциклопедия. Однако для любого автолюбителя за сухими фразами прячется гораздо более глубокий смысл.

Личный опыт  показывает, что установка амортизаторов может практически полностью поменять поведение автомобиля. От их жесткости зависит и предпочтительный стиль езды ( с точки зрения безопасности) и реакция автомобиля в какой-либо нештатной ситуации. 

Установка новых амортизаторов для водителя всегда повод для нового знакомства со своим автомобилем. На спортивных автомобилях амортизаторы подбирают под конкретные условия – покрытие, профиль трассы. Гражданские варианты имеют меньший простор для творчества. Обращаем ваше внимание, что данная статья формируется только на основе собственного опыта и касается вариантов опробованных на автомобилях ВАЗ 21083, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114.

Фото И.Федорова на ралли "Профи-клуб Лето 2008"

Итак, «штат».  Штатные амортизаторы, установленные на заводе, являются минимально достаточными для езды от дома на работу и обратно.  Ресурс данной детали достаточно велик ( еще раз подчеркнем – установленные на заводе).  Функцию свою данные агрегаты выполняют прилично.  Но на высокие скорости, не дай бог, ямы или прыжки явно не рассчитаны. В чуть более жестких условиях угадать поведение не представляется возможным. Не мягкие, не жесткие – никакие – вот что крутилось в голове при их использовании.  Яма, пойманная на Арсенальной улице заставила задуматься – а что же с ними будет при езде по загородным дорогам, а ну как на грунт? А в темноте яму поймать – а за трактором далеко...Поездка в режиме фотографов на ралли «Оять» заставила окончательно и бесповоротно принять решение о любой адекватной ситуации замене – не наша овчинка.

Вспоминался прошлый опыт – маслянные Кубы, которые впринципе по цене сооответствовали качеству и позволяли за счет своей мягкости чуть реже переваривать кузов древней восьмерки. Комбинация Кубы вперед – СААЗ на зад – бюджетно и еще раз бюджетно. Но в остальном лишено всякого смысла (ресурса у данной пары маловато).

В итоге наш выбор пал на Белштайн В4. Результат восхитил. Ресурса хватило на сезон и приговор пока выносить рано. Амортизаторы выдержали невыносимое число грунтовых и асфальтовых километров, прыжок на два колеса и кучу прочих прелестей, которые не планируются, но могут случится с каждым. Со стандартной вазовской подвеской вполне подружились и в данной комбинации удостоились твердой пятерки. Более высокий бюджет, зато прирост по результатам очень весомый.

Опьяненные успехом поставили их и на второй автомобиль.  И вот тут и вынырнули подводные камни. Комбинация данных амортизаторов с нештатной подвеской оказалась менее эффективной. Первую тысячу – две машина откровенно «козлила» будто вместо амортизаторов вставлены два железных лома.  А на скорости менее 30 и вовсе отсутствовал какой-либо намек на «смягчения ударов в конструкциях машин». На больших скоростях все же прелести даных зап частей были очевидны. Однако не учитывать негативный опыт было бы несправедливо.

Начинается новый сезон. Эксперимент продолжается....


Текст: И.Цимбалюк

Фото: Д.Федоров, И.Цимбалюк

RallySportPhoto.net



В избранное