Очень полезно знать хотя бы основные свои права и уметь их отстаивать. Это поможет правильно вести себя в ситуациях, когда эти права нарушаются, а такие ситуации происходят с нами довольно часто. Основными для потребителя являются право на качество; на безопасность; на информацию; на возмещение ущерба.
Ваше право на качество означает, что продавец обязан передать потребителю качественный
товар , а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).(ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Право на безопасность означает, что как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Данные требования являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Право на информацию: изготовитель
(исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Потребитель имеет право знать о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, сколько это стоит, как и когда это можно приобрести. Вам должны предоставить информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах)
для правильного их выбора (ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Право на возмещение ущерба: За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.
На товары (работы) могут быть
установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки – сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков). Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности)
или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют Ваши права – они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в результате исполнения такого договора у Вас возникли убытки, они подлежат
возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.