Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вестник Ветерана России

  Все выпуски  

Государственная идеология и современная Россия


Доклад Председателя политической партии «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ» на Всероссийской научно-общественной конференции Центра научной политической мысли и идеологии 

 

         28 марта 2014 года 

 

В течение многих веков российское общество и государство руководствовались национальной идеологией, основанной на православии, патриотизме, самодержавии. Идеология являлась основой национальной идеи.

По мере социально-экономического развития вызревала и усиливалась потребность в светской политической идеологии. Ее формирование в России началось позднее, чем на Западе и под влиянием Запада.

Своей самобытной четкой выраженной государственной идеологии у России нет. Идеология должна отражать цели и идеалы, добиваться сплоченности граждан по исполнению поставленных ею задач.

Идеология, образно говоря, – это внутренняя религия, сегодня -выражает цели и ценности нашего нестабильного общества в переходный период.

При этом, согласно, ст. 13.2 Конституции РФ: Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Проблема формирования государственной идеологии стала одной из главных, чтобы определить судьбу будущей отечественной государственности. 

Без идейного стержня, без идеологических ориентиров невозможно преодоление системного кризиса с порывом России в XXI веке.

Идеология – это стержень политической системы, необходимый для управления общественными процессами, организации жизни, согласования и интеграции разнородных общественных интересов.

Россия отошла от базовых принципов конкурентной политики. Управление власти характеризуется:

- резким ослаблением политического влияния региональных элит и большого бизнеса,

- установлением государственного контроля над главными телеканалами страны,

- постоянно нарастающим использованием «административного ресурса» на выборах регионального и федерального уровней,

- фактической ликвидацией системы разделения властей,

- формированием непубличного стиля политического поведения.

Важной вехой в формировании современного политического режима стали парламентские выборы, в результате которых исчезла альтернативность и реальный парламентаризм, поскольку демократия без оппозиции не бывает.

Получив конституционное большинство в Государственной Думе, политическая партия «Единая Россия», заявившая о полной поддержке политики действующего Президента, имеет неограниченные возможности для осуществления политических и экономических реформ, изменения политической системы общества.

При этом отмечено: власть все-таки делает то, чего хочет общество (действия президента обусловлены потребностями и ожиданиями общества). Общество же не готово к политической демократии, так как сначала в народе воспитывается ответственность и привычка жить по закону, и только потом государство переводится на рельсы политической свободы, а не наоборот.

Политологическое сообщество Запада обеспокоено авторитарными тенденциями политического режима в России. Однако усилению авторитарных тенденций способствовали такие факторы:

- распространение терроризма,

- перманентный рост преступности;

- природные катаклизмы;

- этнорегиональные и конфессиональные конфликты;

- нестабильность ситуации внутри правящих элит;

- военные действия в Чечне.

В силу многолетних традиций авторитарность в нашей стране перенасыщена психологией нетерпимости и догматизмом, не принимающими перемен. Отсюда и тоска по Ленину, Сталину, Андропову, и возврат старого гимна, и предложение восстановить памятник Дзержинскому, и надежды на военных, способных «навести порядок».

Другие - демократические тенденции – так же проявляются в политическом режиме современной России:

- строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества,

- власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема,

- действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве,

- гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»,

- формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти,

- отсутствует ведущая идеология,

- в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности,

- существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.

Для усиления народовластия, демократических тенденций необходимо проведение реформ:

- административно-государственного аппарата,

- создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса,

- пенсионной реформы,

- реформы местного самоуправления,

- реформы здравоохранения и образования.

Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера.

Многие выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью.

 

Здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

 

 

 

 Доклад на Московском экономическом форуме

27 марта 2014 г.

 

Выйти из тупика развития!

 

1.

Политика и идеология у нас – авторитарные, а экономика –  либеральная.

Экономическая программа В.В. Путина - сделать Россию совместимой с мировым хозяйством, создать общепринятую в мире экономическую среду, обеспечить приток необходимых внутренних и внешних инвестиций.

Для прорыва в светлое будущее при авторитарном правлении не может быть либеральной экономики.

Для России характерен феномен власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность определяется властью - положением человека в государственной иерархии.

Принудительно (сверху) создать общественную собственность можно, но частную – нельзя. Для функционирования частного хозяйства кроме юридического права необходимы желание и умение частных лиц работать - обеспечивать эффективное хозяйствование собственными силами и средствами, не залезая в карман государству.

Но как показывает мировая практика, без финансовой помощи государства может существовать мелкий частный бизнес, платя за эту способность банкротством большей части создаваемых хозяйств. Не нуждаются в значительной государственной поддержке и домашние  хозяйства.

Но, чем крупнее хозяйственные единицы, чем большую долю продукции они выносят на рынок, особенно мировой, тем выше общественная стоимость хозяйственных рисков,  тем больше их судьба, процветание или стагнация сказываются на судьбе всего общества.

Государство не имеет права позволить рисковать своей (и общественной) нестабильностью и обязано принимать непосредственное организационное и финансовое участие в обеспечении стабильного функционирования и развития крупных хозяйственных единиц.

Экономически крупные предприятия, естественные монополии остаются государственно-монополистической собственностью. Не государство является инициатором вмешательства в хозяйственную деятельность  монополий, а сами отрасли (угольная промышленность, сельское хозяйство) просят государство поддержать их хозяйственную деятельность.

 

2.

В советское время работал Госплан: ученые и экономисты, специалисты всех отраслей промышленности и народного хозяйства разрабатывали план пятилетнего развития страны – пятилетки!

Пятилетней план был основой организации хозяйственной деятельности министерств и ведомств, всех звеньев управления. Работа начиналась с анализа, оценки возможностей, мобилизация ресурсов на перспективу.

Пятилетние планы, как государственное управление и организация сверху, необходимы сегодня - в силу критической ситуации, многолетней практики, масштабов страны, ресурса власти.

Пятилетки советского времени обеспечили быстрое экономическое развитие Советского Союза. Объем валовой продукции промышленности за 5 лет вырастал в полтора – два раза. Индустрия СССР за год шагала на столько же, на сколько передовые капиталистические страны подвигались за 6 лет. Из страны, ввозящей станки и автомобили, - стала страной, которая производила их сама.

Иностранный эксперт писал: «Большевизм можно проклинать, но его нужно знать. Пятилетку - необходимо принимать во внимание и в хозяйственный расчет» (газета «Нойе фрайе прессе», Австрия, 1932 г.).

 

Необходимо государственное вмешательство – государственное планирование для развитие экономики и промышленности.

России должна выйти из тупика кризиса через развитие производства, возвращение к собственным экономическим законам развития:

- мобилизационную экономику, управление стратегическими ресурсами, регулирование цен (монополия) на стратегические товары;

- государственную собственность на землю с введением частичной системы рыночных отношений через арендные права и с запретом сдачи земли в заем, как механизмов захвата земель капиталом (иностранным капиталом);

- национализацию или деприватизацию нефтегазового и энергетического комплексов, добычу алмазов и золота, алюминиевой, лесоперерабатывающей, химической промышленности, железнодорожного и воздушного транспорта;

- регулирование цен на хлеб и мясомолочные продукты, исходя из поддержания «продуктовой корзины продуктов».

 

 

3.

России необходимо развитие легкой и обрабатывающей промышленность.

Мы ввозим потребительские товары – при том что богаты ресурсами. У нас есть меха, кожа, лен, в Средней Азии - хлопок. Но нет обрабатывающей и легкой промышленности.

Мы импортируем, например, в Европу сырые и соленые кожи и ввозим готовые кожаные изделия из отечественного сырья. Мы не только ввозим потребительские товары, мы сами едем за ними в Европу.

Необходимо развитие легкой промышленности, развитие отрасли, строительство фабрик.

 

Автор 


В избранное