Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Единая Служба Немедленного Юридического Реагирования


Минувшим летом на одном из итальянских курортов со мной случилось досадное недоразумение, в результате которого я оказался в полиции. По своей вине, кстати. После подводной охоты (совершенно законной) я упаковал все снаряжение, но почему-то оставил на поясе т.н. нож пловца, который аквалангист должен брать с собой при погружении. То ли просто забыл его снять, то ли посчитал это мелочью, но, когда я направился домой, бдительные местные граждане позвонили куда надо, подлетела машина с карабинерами, и через несколько минут я был в участке. Проблемы у меня были две. Во-первых, я не знал итальянского законодательства насчет холодного оружия, тем более вопроса – считается ли оружием мой нож. Во-вторых, никто из полицейских в участке не знал английского. Все разрешилось через час с лишним, когда с другого участка приехал офицер, владевший английским. Мы с ним любезно пообщались, он убедился, что я законопослушный гражданин и турист, в результате мы договорились, что нож я больше носить не буду, считать этот случай обычным недоразумением и вежливо раскланялись. Сейчас я даже благодарен этим полицейским, потому что именно описанное выше происшествие подтолкнуло меня к работе по созданию «Единой службы немедленного юридического реагирования» ЕСНЮР (для иностранцев - Unified Service Immediate Response ofthe Legal – USIRL). То есть круглосуточной юридической службы, которая в любой стране мира по бесплатному для звонящего телефону бесплатно даст квалифицированную консультацию. При необходимости юрист, знающий язык и законы страны, в которой вы находитесь, переговорит с людьми, с которыми у вас возникли проблемы. Если бы такая служба уже действовала, в моем случае в Италии мне достаточно было бы позвонить в российский колл-центр и объяснить дежурному оператору свою ситуацию. Он в течение нескольких минут соединил бы меня с юристом, знающим итальянский язык и местные законы, после чего я мог бы просто передать телефон полицейскому и попросить его переговорить с моим адвокатом. Вообще случаев, когда человеку нужна срочная юридическая помощь, более чем достаточно. Мое итальянское приключение – мелочь, но, представьте, что вы за границей попали в серьезное ДТП или вас, к примеру, прихватила заодно с демонстрантами какая-нибудь греческая полиция. Сколько вы будете искать переводчика, дозваниваться до консульства, объясняться с полицией, во сколько вам это обойдется? В России срочная юридическая помощь нужна еще чаще. К примеру, купили вы дорогую обувь, которая через неделю потеряла форму – многие ли знают, что, в течении гарантийного срока, магазин должен вам бесплатно эту обувь поменять? А по телефону служба юридического реагирования объяснит вам и это, и другие возможности возместить ущерб. Еще пример: недавно мой знакомый сел за руль, забыв пакет водительских документов в другой куртке – и был остановлен на посту ГАИ. К счастью, с собой у него был паспорт, по компьютеру проверили, что есть такой водитель, прав не лишен и что машина – его. Он попросил разрешения съездить домой за документами на такси – за час бы обернулся, но – стражи порядка стали его «разводить на деньги», объясняя, что в этом случае машину нужно будет поставить на штрафстоянку, а получить ее обратно только на следующий день, уплатив за хранение. Он предпочел отдать три тысячи в обмен на напутствие «больше не нарушать». Между тем, позвонив в ЕСНЮР, он за несколько минут вышел бы на адвоката, который подробно объяснил бы стражам дорог разницу между борьбой за соблюдение правил и такими вот разводками. Залило квартиру, в больнице требуют денег за лечение, пьяный сосед угрожает травматикой – в этих и сотнях других ситуаций людям нужна юридическая консультация: квалифицированная, срочная и бесплатная. Надеюсь, в скором времени мы сможем ее предоставить. Возможно, на первый взгляд этот проект кому-то покажется фантастичным. Как сделать, чтобы телефонная юридическая консультация работала круглые сутки, была доступна в большинстве стран, давала квалифицированные советы, да еще бесплатно и по бесплатному телефону? Между тем такие юридические службы в некоторых странах уже созданы и хорошо себя показали. Разумеется, они не содержат штат из сотен отечественных и иностранных специалистов – большинство юристов выступают в качестве партнеров системы. Устроено все достаточно просто. Человек, которому нужна помощь, звонит в колл-центр. Дежурные операторы (с юридическом образованием), поняв суть вопроса, переводят звонок на юриста соответствующего профиля – российского или зарубежного. Если в Петербурге в это время ночь, звонок будет адресован юристу с Дальнего Востока или Сибири, где уже наступил день. Хотя консультации будут бесплатными, «Единая служба» сможет себя окупать. Ведь в ряде случаев гражданину, помимо консультации, нужна будет полноценная юридическая помощь. А практика показывает, что люди, как правило, обращаются к тому юристу, который уже оказал им помощь и показал свою квалификацию. Разумеется, человек может обратиться к своему постоянному юристу или к знаменитому адвокату – это его право. Но в числе партнеров нашей службы тоже будет немало известных адвокатов и клиент сам сможет выбрать любого, посмотрев его резюме, рекомендации и отзывы на нашем сайте. Как показывает зарубежная практика, даже преуспевающие адвокаты охотно становятся партнерами службы немедленного реагирования: это не только загружает их работой, но и обеспечивает известность, повышает их репутацию. Как принято во всех адвокатских конторах, часть своего гонорара юрист будет отдавать компании. Предусмотрены и другие формы платных услуг, например, юридические абонементы. Человек покупает за определенную сумму пластиковую карточку и в течение срока ее действия получает – уже без дополнительной оплаты, соответствующие услуги. Так же можно будет оформлять на сайте компании – без посещения офиса – исковые заявления по несложным гражданским делам, например, разводу в случае отсутствия споров между супругами. Это будет и дешевле, и намного быстрее, чем в обычном адвокатском бюро. Коллеги, с которыми я обсуждал этот проект, справедливо указали на одну проблему, с которой мы обязательно столкнемся. Помимо граждан, которым действительно нужна юридическая помощь, в колл-центр будут звонить сотни людей с надуманными жалобами: на сварливых соседей или на собственных детей, на равнодушных чиновников, необязательных сантехников и т.д. В общем, будут звонить люди, которым просто хочется поговорить, хочется, чтобы их выслушали. То, что это неизбежно, показывает опыт работы различных горячих линий и диспетчерских служб. Поэтому в составе партнеров нашей службы обязательно будут психотерапевты, на которых операторы будут переключать такие звонки. Разумеется, эта услуга тоже будет бесплатной, но мы намерены привлечь спонсоров, объяснив, что психологическая помощь людям – дело не менее важно и престижное, чем спонсирование праздников и концертов зарубежных звезд. Будем претендовать и на различные гранты. В успехе нашего проекта будет заинтересовано и МВД. Многие мои знакомые из милиции и нынешней полиции жаловались, что до половины поступающих к ним звонков и заявлений не имеют к работе полиции никакого отношения. В спорах дачников, разводящихся супругов или склочных соседей должны разбираться именно юристы, а не полиция (ее задача – не допустить, чтобы в этих спорах кого-то избили или убили). Полиция вполне справедливо отказывается заниматься такими делами (или же занимается ими в ущерб свой основной работе), но в итоге это ухудшает ее имидж в глазах населения. Если люди прежде, чем идти в полицию, будут сначала получать квалифицированную консультацию, это пойдет на пользу и им, и полиции. Да и телефонных террористов – если у них будет возможность пообщаться с психотерапевтом, возможно, станет меньше. «Единая служба немедленного юридического реагирования» еще только создается, поэтому мы заинтересованы в привлечении как можно большего числа партнеров. И в том, чтобы люди начали привыкать к тому, что обращаться к юристам нужно не только когда пришла беда, а в любой проблемой ситуации.

В избранное