Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Профессиональный блокнот от Аудиторской Группы "Капитал" Практика применения иностранных компаний. Как правильно!


11. Структура и содержание международного договора об избежании двойного налогообложения

Статьи 1-4  - В начале каждого международного соглашения перечисляются лица и налоги, на которые распространяется действие данного соглашения.

Со стороны России максимальный перечень налогов, который присутствует в большинстве соглашений,  это:
  •     налог на прибыль предприятий и организаций;
  •     подоходный налог с физических лиц;
  •     налог на имущество предприятий; и
  •     налог на имущество физических лиц
Возможно комбинация: налог на прибыль и подоходный налог (Австралия, Ирландия, Китай).

Лица, в отношении которых применяется соглашение (конвенция) обычно определены следующим образом: «Настоящая Конвенция применяется к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием в одном или в обоих Договаривающихся Государствах».

Кроме термина «лицо с постоянным местопребыванием» может применяться и термин «резидент». Термины эти практически одинаковые, но могут отличаться некоторыми деталями. 4 статья разъясняет понятие Резидент – очень важное определение для налоговых правоотношений.

Статья 4 разъясняет, что если физическое лицо имеет двойное гражданство, то оно является резидентом того государства, где у него есть постоянное жилье, либо где оно обычно проживает, либо где оно имеет центр жизненных интересов.

Что касается юридического лица, то его резиденство определяется на основании места:
  •     «фактического управления» организации (например, Австрия), или
  •     «эффективного управления» (например, Кипр), или
  •     где «расположен его фактический руководящий орган» (например, Великобритания, Дания, Люксембург, Нидерланды, Швейцария, Швеция).
Новое Типовое соглашение России рекомендовало использовать в тексте международных договоров, понятие место фактического управления организацией и расшифровало его так:
  •     «место, где проводятся заседания совета директоров;
  •     место, из которого обычно осуществляется руководящее управление;
  •     место, где главные (руководящие) должностные лица осуществляют свою деятельность;
  •     место, где ведется бухгалтерский учет и хранятся архивы».

В Великобритании для предъявления статуса налогового резиденства необходимо подтвердить «достаточное присутствие» в стране. К признакам присутствия относятся: аренда офиса, выплата заработной платы, счета за коммунальные услуги, возможность пообщаться с директором на его рабочем месте.

Аналогичные требования для голландской компании. В тексте международного соглашения Россия – Королевство Нидерландов резидент определяется на основании постоянного местопребывания, места управления. И на практике к голландским компаниям предъявляются достаточно жесткие требования. Предприятие, которое намеревается воспользоваться условиями налогового соглашения, заключенного Нидерландами с другой страной, должно: иметь адрес зарегистрированного офиса в Нидерландах, директора – налогового резидента Нидерландов, финансовая отчетность должна быть проверена местным аудитором, отчеты должны храниться в Нидерландах. В случае, если условия фактического присутствия не удовлетворяются, голландские налоговые органы могут проинформировать об этих обстоятельствах налоговые органы другой страны.

Для того чтобы подтвердить «место эффективного управления» на Кипре, по которому определяют резиденство Кипра, необходимо подтвердить нахождения офиса на Кипре, что процесс управление бизнесом идет с Кипра, имеет кипрский  факс, секретарь, телефон  и т.д.

Статья 5 определяет, что является постоянным представительством (ПП) в разрезе договоренностей между двумя странами. В большинстве моментов определение ПП в соглашениях аналогично определению нашего Налогового Кодекса. Это постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность. Каждое соглашение определяет период, в течение которого строительная площадка не образует ПП.

В большинстве действующих соглашений этот срок указан как 12 месяцев, и только в соглашениях Россия – США,  Россия – Турция, Россия – Сербия и Черногория – 18 месяцев.

Абсолютно все соглашения содержат понятия «агент с независимым статусом» и «зависимый агент», по которым если предприятия действуют через «зависимого агента», они образую ПП. Об этом подробно, когда будем говорить о ПП.

Статьи 6-22 Устанавливают порядок налогообложения  отдельных видов доходов: процентов, дивидендов, роялти, доходов от использования недвижимого имущества и других. В данных статьях устанавливается на территории какой страны происходит налогообложение конкретных доходов и по каким ставкам.

Статья 23: Устранение двойного налогообложения. Суть этой статьи в том, что из иностранного дохода любого вида, получаемого из России, будет вычитаться налог, уплаченный в соответствии с законодательством России и соглашением. Вычет такой не может превышать часть иностранного налога, рассчитанного до вычета. То есть если, мы выплачиваем дивиденды, и удерживаем при выплате дивидендов налог 5%, то при налогообложении дивидендов в стране получателе, уплаченный на территории РФ налог подлежит вычету. Плюс в этом пункте содержатся особые условия налогообложения доходов, поступивших из источников другой страны.

Статья 24 «Недискриминация». Статья «Недискриминация» закрепляет норму, согласно которой иностранные лица не должны подлежать в России налогообложению иному или более обременительному, чем при аналогичных обстоятельствах будут подлежат налогообложению лица РФ.

Налогообложение постоянного представительства, не должно быть менее благоприятным, чем налогообложение Российского предприятия, осуществляющего аналогичную деятельность.

Поскольку правилам налогообложения Иностранных юридических лиц посвящено сравнительно мало глав Налогового Кодекса, сомневаясь как правильно сделать в той или иной ситуации, можно используя норму международного договора, смотреть правила налогообложения Российской компании.

Статья 26 «Обмен информацией». Этот пункт содержат практически все международные соглашения. Исключение составляет только Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, в котором соответствующее положение не предусмотрено.

В остальных соглашениях конкретизирован механизм взаимодействия государств по этому вопросу: цели обмена и его пределы, ограничения по получению и передаче информации, требования к форме и содержанию запросов, порядок исполнения запросов.

Обычно, в соглашениях указывают, что "Компетентные органы Договаривающихся государств будут обмениваться информацией, необходимой для применения положений настоящего Договора или национального законодательства Договаривающихся государств, касающихся налогов, на которые распространяется Договор" (Россия – США).

В каких-то соглашениях уточняется, что информация может быть раскрыта только в ходе открытых судебных заседаний или при принятии судебных решений (Россия –Ирландия).

Конвенция между РФ и Королевством Норвегия, устанавливает, "любой запрос относительно сбора налогов... должен сопровождаться приложением тех документов, которые требовались бы в соответствии с законодательством этого государства для установления факта того, что причитающиеся от налогоплательщика налоги определены окончательно".

В других соглашениях об избежании двойного налогообложения в качестве оснований для оказания помощи по взысканию налогов рассматриваются: "официальные копии исполнительных документов", "копии административных или судебных решений", "документы, разрешающие предъявить требования по уплате налогов".

Статья 27 «Помощь в сборе налогов». Эта статья добавлена в Новое Типовое соглашение (в старой редакции такой статьи не было). Новая норма гласит, что если налоговое обязательство перед одним Государством подлежит взысканию в соответствии с законодательством, то такое налоговое обязательство по запросу компетентных органов этого государства принимается для взыскания компетентными органами другого государства в соответствии с его национальным законодательством.

При этом подчеркивается, что сам факт наличия, действительности или размера налогового обязательства не подвергается сомнению, т.е. не выносится на дополнительное рассмотрение судебных или административных органов другого государства.

Не содержат такой статьи международные Соглашения России с Великобританией, Германией, Грецией, Испанией, Италией, Казахстаном, Китаем, Литвой, Люксембургом, Португалией, Румынией, Словакией, США, Турции, Украины, Франции.

СОДЕРЖАТ: Кипр, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Таджикистан

Статья 29 «Ограничение льгот» Это опять же «нововведение» нового Типового Соглашения России.

В настоящее время большинство действующих соглашений не содержат ограничений на применение льгот. Исключение составляет только Соглашение Россия-США.

Ограничение льгот предусматривает, что «п.1 Компетентные органы Договаривающегося Государства могут отказать в предоставлении льгот в соответствии с настоящим Соглашением любому лицу или в отношении любой сделки, если, по их мнению, предоставление таких льгот приведет к злоупотреблению настоящим Соглашением с точки зрения его целей».

В новом ТС, в частности, установлено, что компетентные органы государства могут отказать в предоставлении льгот, установленных Соглашением, в следующих случаях:

  • если, по мнению компетентных органов государства, предоставление таких льгот приведет к злоупотреблению Соглашением с точки зрения его целей (ст. 29);
  • если после подписания Соглашения одно из государств установит льготный режим налогообложения в отношении оффшорного дохода компаний (ст. 29);
  • если более 50% участия в зарубежной компании принадлежит прямо или косвенно лицам, не являющимся резидентами государства, в котором такая компания осуществляет деятельность (однако данное положение не применяется, если владелец осуществляет в государстве, где находится зарубежная компания, значительную предпринимательскую деятельность, за исключением простого владения активами и деятельности вспомогательного характера) (ст. 29);
  • если получение льгот при выплате дивидендов, процентов и роялти является одной из основных целей применения Соглашения (ст.ст. 10 - 12).

Изменения, которые ратифицированы к соглашению Россия-Кипр, содержат статью «Ограничение льгот».

Коллектив Аудиторской Группы "Капитал"



В избранное