Канонические
парадигмы теории международных отношений
Марксистско-ленинская
парадигма
Марксизм-ленинизм
— одно из левых, наиболее радикальных течений в марксизме; представляет собой
социально-политическое и философское учение о законах борьбы пролетариата за
свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества.
Разрабатывалось В. И. Лениным, развившим учение Маркса и применившем его на
практике.
Соотношение с другими
учениями и доктринами
Маоизм —
политическая теория и практика, основой которых является система идеологических
установок Мао Цзэдуна.
Развитие идей
К тому времени, как на VII съезде КПК, «идеи Мао Цзэдуна»
были объявлены «превосходным образцом национального марксизма» и закреплены в
новом Уставе партии в качестве ее теоретической платформы, главное содержание
этих «идей» составляла теория «новой демократии», созданная Мао на рубеже
30—40-х в соответствии с принципом «китаизации марксизма» применительно к
конкретным условиям страны. Политическая программа «новой демократии», с одной
стороны, была направлена на обеспечение единства китайской нации путем
объединения широких социально-политических сил вокруг КПК в рамках
«новодемократического» блока и создания на его основе государства «новой
демократии» под руководством коалиционного правительства, с другой — на раскол
и изоляцию Гоминьдана, представлявшего интересы помещиков, компрадорской и
бюрократической буржуазии, которые рассматривались как враги китайской нации.
Экономическая часть программы предусматривала уничтожение феодальной системы
землевладения и передачу земли крестьянам в частную собственность, ликвидацию
бюрократического и компрадорского капитала, а также ограничение крупного
национального капитала. Ключевые позиции в экономике предполагалось передать
«новодемократическому» государству, которое поощряло бы частнокапиталистическое
предпринимательство и широко привлекало в страну иностранный капитал. По
существу, речь шла об использовании капитализма в целях скорейшего наращивания
экономического потенциала и превращения Китая в высокоразвитое
индустриально-аграрное государство.
Накануне 1949 года Мао Цзэдун пошёл на пересмотр теории
«новой демократии». Был принят курс на установление демократической диктатуры
народа, руководящей силой которой провозглашался рабочий класс, что по существу
отменяло концепцию «новодемократического» общества как отдельного исторического
этапа в послевоенном развитии страны. Новый курс лег в основу партийных и государственных
документов, определявших послевоенное развитие Китая. В 1953 году Мао Цзэдун
утвердил генеральную линию переходного периода к социализму, разработанную с
учетом опыта построения социализма в СССР и специфических условий Китая и
направленную на социалистическую индустриализацию и установление
социалистического производственных отношений путем постепенного преобразования
всех сфер народного хозяйства. Построение социализма в Китае предполагало
тесный союз с СССР и получение от него всесторонней помощи.
Однако уже в 1956 году в выступлении «О десяти важнейших
взаимоотношениях» Мао Цзэдун подверг критике советскую модель строительства
социализма и призвал учитывать специфические условия Китая, требующие
«правильного» регулирования взаимоотношений между различными отраслями
экономики и основными направлениями внутренней и внешней политики. В 1957 году
в речи «К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа» он
провозгласил курс на «длительную классовую борьбу между пролетариатом и
буржуазией», вылившуюся в нескончаемую борьбу с «правым уклоном» внутри партии.
На VIII съезде КПК в 1956 году курс на ускоренное
социально-экономического развития КНР был расширен до «трех модернизаций»:
промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры. Однако попытка
реализации этого плана методами «большого скачка» (1958—1960) нанесла
катастрофический ущерб экономике и привела к социальному кризису. Начавшаяся в
1966 «культурная революция» вновь надолго затормозила развитие страны.
Выдвинутый Мао Цзэ-дуном тезис о «классовой борьбе как
главном противоречии» в жизни страны составил теоретическое обоснование
проводившейся им с 1966 по 1976 «культурной революции». Внешнеполитической
составляющей этого тезиса явилась концепция «трех миров» — двух «сверхдержав»,
развитых стран и развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, включая
КНР, совместно борющихся против «гегемонизма» «сверхдержав», прежде всего
против «социал-империализма» (под которым подразумевался Советский Союз).
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.