Канонические
парадигмы теории международных отношений
Марксистско-ленинская
парадигма
Марксизм-ленинизм
— одно из левых, наиболее радикальных течений в марксизме; представляет собой
социально-политическое и философское учение о законах борьбы пролетариата за
свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества.
Разрабатывалось В. И. Лениным, развившим учение Маркса и применившем его на
практике.
Соотношение с другими
учениями и доктринами
Маоизм —
политическая теория и практика, основой которых является система идеологических
установок Мао Цзэдуна.
Краткая характеристика
Официальная наука в КНР в состав «идей Мао Цзэдуна» включает
следующие теоретические разработки:
в
области философии — в теории познания Мао определил значение
общественной практики как источника познания, разработал проблемы этапов
развития процесса познания, целей познания и критериев истины;
в
области политэкономии достижением Мао было объявлено учение о плановом
товарном характере социализма, а также разработка вопроса о различных
формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по
труду;
в
области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория «новой
демократии», в которой указан «правильный путь взятия политической власти
китайского образца» — «теория окружения города деревней»; разработано
учение о стратегии и тактике революции;
в
области экономики — программа «новодемократической революции»,
предусматривавшая параллельное развитие различных
общественно-экономических укладов;
в
области международных отношений — теория «трёх миров», принцип
независимости и самостоятельности в международных отношениях.
Критики маоизма указывают на следующие черты:
Создание
террористического подполья.
Экспорт
революций в другие страны.
Культурная
революция, направленная против традиционализма, как хаос, создаваемый и
направляемый высшим партийным руководством.
Совмещение
коммунистических идей с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом (в
КНР).
В официальной китайской науке идеи Мао 1930-50 гг. отделены
от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК признала ошибочными. В годы
раскола советские пропагандисты делали акцент именно на решениях и идеях Мао
незадолго до Культурной революции и самой Культурной революции. Но основное
внимание они уделяли расхождениям маоизма с марксизмом-ленинизмом и
характеризовали маоизм как мелкобуржуазное антимарксистское учение, создающее
преграды к строительству социализма и раскалывающее мировое коммунистическое
движение. Некоторые современные исследователи указывают на неадекватность такой
критики.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 60 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.