Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Kprf-Saratov

  Все выпуски  

Kprf-Saratov Образование для рынка или для человека? Газета Советская Россия по итогам круглого стола в Госдуме


2011-01-20 12:28
По страницам газеты «Советская Россия»

18 января в Малом зале Государственной думы фракция Коммунистической партии Российской Федерации и Общественное движение «Образование – для всех» провели общественные слушания на тему: «Две концепции федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: сравнительный анализ». Принятие нового закона об образовании – одна из центральных тем всей весенней сессии Государственной думы V созыва. Один законопроект разработан правительством, другой – фракцией КПРФ при поддержке научно-образовательной общественности. Читайте публикацию в газете «Советская Россия».


0

В работе слушаний приняли участие представители государственных органов управления образованием, руководители и сотрудники образовательных учреждений, ученые РАН, РАО, депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации и Общественной палаты РФ, представители общественных объединений родителей, студенчества, учителей и другие.  Открыл и вел слушания руководитель фракции КПРФ в Государственной думе, Председатель ЦК КПРФ, доктор философских наук Геннадий Зюганов. С основным докладом выступил заместитель председателя Комитета по образованию, доктор философских наук, президент общества «Знание» России Олег Смолин.
Предваряя обмен мнениями, к собравшимся обратился заместитель председателя Государственной думы ФС РФ, первый зампред ЦК КПРФ, доктор педагогических наук Иван МЕЛЬНИКОВ.

В своей вступительной речи Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов отметил, что нынешние так называемые образовательные реформы самым губительным образом сказываются на развитии страны в целом:

– Модернизация вылилась в бюджет, в котором не оказалось денег даже на пять ключевых президентских программ. Более того, раз за разом вносятся предложения, которые выводят государство из сферы управления не только экономикой, но и социальными процессами.

Новый проект закона, который предлагает наше правительство, убирает государство из этой исключительно важной сферы, пытаясь превратить в лавку школу, спортивный объект, клуб или научное учреждение.

Мы считаем, что это абсолютно неправомерная политика, она и дальше приведет к деградации и потере наших позиций.

Советская страна входила в пятерку самых безопасных, самых развитых, самых читающих, самых образованных. По этим показателям мы сейчас откатились на задворки истории и продолжаем откатываться далее…

Всё, что связано с так называемыми «реформами высшей школы и образования», сегодня ведет к деинтеллектуализации и разрушению классической русской советской образовательной школы, без которой никаких выходов из нынешнего кризиса невозможно. Поэтому очень важно сейчас, принимая любой закон, помнить об этом.
Мы подготовили специальный проект закона об образовании, который сегодня будем вместе с вами обсуждать. Я бы очень хотел, чтобы наши рекомендации услышала вся страна.

И.И.Мельников:

– Я считаю нужным коротко напомнить предысторию, ведь чтобы лучше понять суть законодательных процессов в образовании, нам следует проследить, что происходило с ныне пока еще действующим законом.

Он вступил в силу в 1996 году. Что представлял собой?

Первое. Он предусматривал высокую степень социальных гарантий, в том числе бюджетного финансирования системы образования.

Второе. Одновременно он предоставлял образовательным учреждениям довольно высокую степень экономической свободы: возможность самостоятельно зарабатывать средства и использовать их в образовательном процессе. 

Третье. Он надежно опирался на категорический запрет приватизации образовательных учреждений.

Таким образом, сохраняя мощный заряд социальных гарантий для доступности и качества, был максимально гибким и демократичным, позволяя образовательным учреждениям ориентироваться на свою специфику, а учащимся – выбирать оптимальную траекторию обучения.

За счет сочетания всех этих положений закон долгие годы сдерживал проникновение в образование тех вредных тенденций, которыми были поражены иные социальные сферы.

Помню, даже самые правые либералы в Парламентской ассамблее Совета Европы называли российский закон об образовании самым прогрессивным, таким, к чему нужно стремиться.

И вот такой закон у нас в России стал подвергаться атакам и ударам по тем концептуальным ценностям, которые были в него первоначально заложены.

Сильнейший удар был нанесен в 2004 году с принятием закона 122 «О монетизации льгот». Это был удар по самой крупной цели: по социальным гарантиям и обязанностям государства. Было потеряно много конкретных норм. Достаточно сказать, что удалили целую статью, которая содержала гарантии приоритетности образования. Было исключено положение о запрете на сокращения бюджетных мест в вузах. И многое, многое другое, о чем мы говорили последние годы. Тогда же появились первые ограничения в возможности самим зарабатывать средства и самостоятельно распоряжаться тем, что заработано.

Потом была вторая «ударная волна». Закон об автономных учреждениях поставил образовательные учреждения перед выбором: либо гарантии, в том числе финансирования, либо «свободы». Нам удалось добиться, чтобы переход в форму автономного учреждения был хотя бы добровольным. В этой ситуации выяснилось, ч


В избранное