Буддология —
научная дисциплина, занимающаяся изучением различных аспектов буддизма.
История
Буддология в Японии
Японская буддология зародилась в период реформ императора
Мэйдзи (1867-1911 гг.) под влиянием европейского востоковедения. В настоящее время
японская буддология богата и многообразна. Японские ученые лидируют как в
изучении китайско-японской традиции, так и индийского и тибетского буддизма.
Сочетая западные принципы текстологии и китайские приемы филологической критики
текста XVIII — XIX веков, японские буддологи добились значительных результатов
в филологическом исследовании буддийских текстов. Издание «Трипитаки годов
Тайсё» — Тайсё синсю Дайдзокё (середина 20-х годов; переработана и переиздана в
1968-1980 гг.) — снабдило ученых всего мира собранием буддийских текстов
китайской, японской и корейской традиций. «Большой буддийский словарь» (Буккё
дайдзитэн), изданный под редакцией Мотидзуки Синко (1933-1936 гг.; 1954—1957
гг.; 1974-1977 гг.) стал одним из авторитетнейших буддологических справочных
изданий. Накамура Хадзимэ, Гадзин Нагао или Уи Хакудзю стали известны ученым
всего мира (не говоря о популяризаторах буддизма, как Дайсэцу Тэйтаро Судзуки).
Подавляющая часть работ японских ученых не переведена на европейские языки.
Важным явлением в японской буддологии, не укладывающимся в
академические рамки, стало появление в Японии так называемого «критического
буддизма» (хихан буккё).
«Критический буддизм» возник в Японии в середине 1880-х
годов, когда профессора Университета Комадзава, известные буддологи и
санскритологи Хакамая Нориаки и Мацумото Сиро, принадлежавшие первоначально к
традиции Сото школы Дзэн, отвергли всю дальневосточную буддийскую традицию и
провозгласили возвращение к «подлинному» индийскому буддизму. В Индии, по их
мнению, тоже почти все не было истинно буддийским: только за Тхеравадой,
праджня-парамитой, мадхьямакой Нагарджуны и некоторыми текстами йогачары
признавалась принадлежность к «чистому» и «подлинному» буддизму.
С тех пор «критический буддизм», как они назвали свою
интерпретацию религии, приобрел много последователей как в Японии, так и в
других странах Дальнего Востока.
Исходным моментом религиозного диссидентства японских
буддийских ученых послужило неприятие социальной доктрины Сото Дзэн, которая
использовала доктрину гарбхи/готры для обоснования дискриминации японских
буракуминов.
Главный тезис «критического буддизма» — еретичность теории
татхагатагарбхи, являвшейся теоретической основой практически всей
дальневосточной традиции (школы Хуаянь/Кэгон, Тяньтай/Тэндай, Чань/Дзэн). Таким
образом, «критические буддисты» отвергли историческую буддийскую традицию,
провозгласив принцип возвращения к индийским корням и к «подлинному» буддизму.
Японская академическая буддология является одной из
лидирующих в мире, причем это справедливо и относительно ее
санскритологического и тибетологического направлений.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.