Продолжаем изучение
книги Сёрена Кьеркегора «ПОНЯТИЕ СТРАХА»
ВВЕДЕНИЕ
Понятию греха соответствует серьезность. Наукой, в которой
грех еще с ранних времен занимал свое место, была конечно же этика. Между тем в
этом есть своя большая трудность. Этика — это все еще идеальная наука, и не
только в том смысле, в каком таковой является всякая наука. Она стремится
внести идеальность в действительность, и, напротив, в ее движение не входит
переводить действительность в идеальность. Этика указывает идеальность как
задачу и заранее полагает, что человек обладает соответствующими условиями. Тем
самым этика развертывает противоречие, поскольку она как раз ясно указывает на
трудность и на невозможность.
Относительно этики справедливо то, что говорят о законах:
она подобна дрессировщику, который, требуя нечто, в своем требовании только
указывает, но не показывает. Только греческая этика тут составляет исключение,
и это происходит потому, что она в строгом смысле слова не была этикой, но
сохраняла в себе эстетический момент. Это явно проявляется в ее определении
добродетели, равно как и в том, что часто повторяет Аристотель и что он в
"Ethica Nicomachae" ("Никомахова этика" (лат.)) выражает с
прелестной греческой наивностью: одна лишь добродетель еще не делает человека
счастливым и довольным, но что ему необходимо иметь здоровье, друзей, земные
блага и семейное счастье. Чем идеальнее этика, тем лучше. Она не должна
позволить подорвать себя пустой болтовней, что толку требовать невозможного, ибо
уже то, что человек прислушивается к подобным речам, неэтично, это нечто, для
чего у этики нет ни времени, ни подходящих возможностей. Этика не имеет
отношения к торговле, этим способом нельзя также достичь действительности. Если
же цель в том, чтобы достичь последней, все движение должно быть направлено в
противоположную сторону. Как раз эта особенность этики — то, что она в
определенной степени идеальна, — и соблазняет при ее рассмотрении использовать
то метафизические, то эстетические, то психологические категории. Однако этика,
естественно, должна больше, чем любая другая наука, противостоять таким
попыткам, и потому совершенно невозможно, чтобы тот, кто создает этику,
преуспел в этом, не удерживая в стороне совсем другие категории.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2018 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.