Продолжаем изучение
трудаАртура Шопенгауэра «Мир как
воля и представление».
Книга Первая
О МИРЕ КАК
ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Первое размышление:
Представление,
подчиненное закону основания:
Объект опыта и науки
§ 13
К глупости относится также педантизм . Он происходит от
того, что человек, не очень доверяя собственному рассудку, не решается
предоставить ему в каждом отдельном случае непосредственное познание должного,
всецело отдает его под опеку разума и хочет руководиться последним, т. е.
всегда исходить из общих понятий, правил, принципов и строго держаться их в
жизни, в искусстве и даже в этическом поведении. Отсюда свойственная педантизму
приверженность к форме, манере, выражению и слову, которые заменяют для него
существо дела. Здесь скоро обнаруживается несовпадение понятия с реальностью,
обнаруживается, что понятое никогда не опускается до частностей, что его
всеобщность и строгая определенность никогда не могут вполне подходить к тонким
нюансам и разнообразным модификациям действительности. Педант поэтому со своими
общими принципами почти всегда оказывается в жизни слишком узким; он не умен,
безвкусен, бесполезен; в искусстве, где понятие бесплодно, он порождает нечто
безжизненное, натянутое, манерное. Даже в морали решимость поступать
справедливо или благородно не везде может осуществляться согласно абстрактным
принципам; во многих случаях бесконечно тонкие нюансы обстоятельств вызывают
необходимость в непосредственно вытекающем из характера выборе должного, между
тем как применение чисто отвлеченных принципов, пригодных лишь наполовину,
отчасти дает ложные результаты, а отчасти и совсем невозможно, так как они
чужды индивидуальному характеру действующего лица, от которого никогда нельзя
отрешиться. Вот почему и бывает непоследовательность. Мы не можем вполне
освободить Канта от упрека в поощрении морального педантизма, поскольку
условием моральной ценности поступка он считает его происхождение из чисто
разумных абстрактных принципов, помимо всякой склонности или минутного порыва.
В таком упреке заключается и смысл шиллеровской эпиграммы «Угрызение
совести». Когда, особенно в политике,
речь идет о доктринерах, теоретиках, ученых и т. п., то имеются в виду педанты,
т. е. люди, которые знают вещи in abstracto, но не in concrete. Абстракция
заключается в мысленном устранении частных определений, тогда как на практике
именно они играют важную роль.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2018 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.