Продолжаем изучение
трудаАртура Шопенгауэра «Мир как
воля и представление».
Книга Первая
О МИРЕ КАК
ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Первое размышление:
Представление,
подчиненное закону основания:
Объект опыта и науки
§ 4
Вот почему прежде всего она повлекла за собой
сосуществование, которого не могло бы быть ни в одном только времени, не знающем
подле, не в одном только пространстве, не знающем прежде, после или теперь. А сосуществование многих
состояний и составляет, собственно, сущность действительности, ибо через него
лишь и становится возможным пребывание, которое познается именно только из
смены того, что существует наряду с пребывающим; но, с другой стороны, только
благодаря пребывающему в смене последняя получает характер изменения, т. е.
перемены качества и формы, при сохранении субстанции, т. е. материи. В одном только пространстве мир был бы косным
и неподвижным, без после, без изменений, без действия, а без признака действия
нет ведь и представления материи. В одном только времени все было бы текуче: не
было бы постоянства, подле, не было бы вместе, а, следовательно, и пребывания: опять-таки
не было бы и материи. Только из соединения времени и пространства вырастает
материя, т. е. возможность сосуществования и потому пребывания, а из нее —
возможность постоянства субстанции при смене состояний. Будучи в сущности соединением времени и
пространства, материя всецело носит на себе отпечаток обоих. Она
свидетельствует о своем происхождении из пространства отчасти формой, которая
от нее неотделима, а в особенности (ибо смена принадлежит только времени,
существует только в нем, а сама по себе не есть что-либо устойчивое) своим
постоянством (субстанцией), априорная достоверность которого может поэтому
всецело выводиться из достоверности пространства». Свое же происхождение из времени она
обнаруживает своей качественностью (акциденцией), без которой она никогда не
проявляется и которая всегда есть только причинность, действие на другую
материю, т. е. изменение (временное понятие). Закономерность же этого действия
всегда относится сразу к пространству и времени и только потому и имеет
значение. Какое состояние должно последовать в это время на этом месте — вот определение, на которое только и
распространяется законодательная сила причинности. На этом выводе основных
определений материи из a priori известных нам форм нашего познания основывается
то, что некоторые свойства ее мы познаем a priori, а именно, наполнение
пространства, т. е. непроницаемость, т. е. действенность, затем протяженность,
бесконечную делимость, сохраняемость, т. е. неразрушимость, и наконец
подвижность; напротив, тяжесть, хотя она и не составляет исключения, надо
все-таки причислить к познанию a posteriori, хотя Кант в «Метафизических
началах естествознания» (стр. 71; изд. Розенкранца, стр. 372) считает ее
познаваемой a priori.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых
источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши
авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.