Продолжаем изучение
трудаАртура Шопенгауэра «Мир как
воля и представление».
Книга Первая
О МИРЕ КАК
ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Первое размышление:
Представление,
подчиненное закону основания:
Объект опыта и науки
§ 4
Но время и пространство, каждое само по себе, наглядно
представимы и без материи, материя же без них не представима. Уже форма,
которая от нее не отделима, предполагает пространство, а действие материи, в
котором состоит все ее бытие, всегда касается какого-нибудь изменения, т. е.
определения во времени. Пространство и время предполагаются материей не просто
каждое само по себе, но сущность ее составляет соединение обоих, ибо, как
показано, существо ее состоит в действии, в причинности. Все мыслимые,
бесчисленные явления и состояния могли бы пребывать друг подле друга в
бесконечном пространстве, не стесняя друг друга, или могли бы также, не мешая
друг другу, следовать одно за другим в бесконечном времени. Тогда вовсе не были
бы нужны и даже не применимы необходимое отношение их друг к другу и закон
этого отношения, и, следовательно, тогда при всей совместности в пространстве и
при всех изменениях во времени, пока каждая из этих обеих форм существовала бы
и протекала бы сама по себе и без связи с другою, не было бы еще никакой
причинности, а так как последняя составляет подлинную сущность материи, то не
было бы и материи. Закон же причинности приобретает свое значение и
необходимость только оттого, что существо изменения состоит не в простой смене
состояния вообще, а в том, что в одном и том же месте пространства теперь есть одно состояние, а
потом другое, и в один и тот же определенный
момент времени здесь есть одно состояние, а там другое: только это взаимное
ограничение времени и пространства друг другом сообщает закону, по которому
должно происходить изменение, силу и вместе с тем необходимость. Таким образом,
законом причинности определяется не последовательность состояний в одном только
времени, а эта последовательность по отношению к определенному пространству, и
не наличие состояний в определенном месте, а их наличие в этом месте и в
определенное время. Изменение, т. е. смена, наступающая по закону причинности,
всегда касается таким образом определенной части пространства и определенной части
времени — сразу и в связи. Поэтому причинность объединяет пространство со
временем. Но мы нашли, что в действии, т. е. в причинности, заключается все
существо материи, следовательно, и в ней пространство и время должны быть
объединены, т. е. она должна сразу носить в себе свойства и времени, и
пространства (как бы ни противоборствовали они друг другу), и она должна
объединять в себе то, что в каждом из них в отдельности само по себе
невозможно, а именно, подвижную текучесть времени и косную, неизменную
устойчивость пространства; бесконечную делимость она имеет от обоих.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.