Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Как стать лучше? Работающая система 12 шагов от И. Л. Викентьева


Любой человек, склонный к рефлексии, рано или поздно осознает, что его жизнь требует улучшения. Это может быть связано с творческим кризисом, застоем, нарушением жизненного баланса. Особенно остро возникает такая проблема на фоне потери жизненного ориентира. Осознание проблемы – первый шаг к кардинальному изменению своего настоящего.

Для самоанализа можно прибегнуть к предложенной И. Л. Викентьевым методике. 12 шагов, основанных на глубинных процессах самопознания (самоаудит) и развития себя в творческом плане (саморазвитие).

Автор подчеркивает, что процессы самоаудита и саморазвития непрерывно связаны не только с желанием человека изменить свой быт, но и с осознанием того факта, что всегда есть люди лучше. Примирение с миром и с собственным несовершенством помогает человеку в развитии. Глубинное понимание и признание этого факта помогает искать дело, где человек будет специалистом, так как невозможно «быть лучшим во всем». Стремление быть лучше во всем – это проявление детского мышления. Взрослый и осознанный человек всегда выберет путь развития нескольких качеств и будет максимально вкладываться в это развитие. Необходимо выстроить в своей голове четкий план достижения цели и прибегнуть к различным техникам самоаудита и саморазвития.

ШАГ 1. «Фотография дня»

Что это такое? Представьте, что один человек будет сидеть рядом с вами в течение недели и механически записывать распределение времени на разные работы, то есть фиксировать каждое ваше действие и его продуктивность.

Только для этого шага таким человеком должны стать вы сами. Для исполнения подойдет блокнот с бумагой в клетку. Записи нужно вести непременно от руки, так как это повышает эффективность использования метода. Для того, чтобы шаг считался пройденным, нужно выполнять такие записи в течение 1-2 месяцев. Итог: интуитивное ощущение своих временных затрат, навык оценки времени своего дня.

Кто-то, видя результативность метода, хочет продолжить вести записи в течение намного большего срока. Но следует учесть, что само записывание требует времени. Поэтому «фотография дня» – не самоцель, а развитие интуитивного ощущения времени с подведением итогов в конце дня.

ШАГ 2. Ежедневно отвечать на вопросы по «фотографии дня»

Помимо монотонной записи своих действий, нужно правильно их обдумать. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

Где и когда личность не успела переключиться?
Где и когда были сбои в настройке?
Где и когда не получилось решить?

Весь процесс рефлексии также необходимо фиксировать и записывать. Письменное отражение своих мыслей способствует более тщательному анализу и пониманию себя.

Этот процесс можно сравнить с прохождением пули через дуло пистолета Макарова. Чтобы пуля не слишком сильно разгонялась, в ней существуют бугорки. Так и человек должен преодолевать «препятствия» – не бездумно проводить свой день, а использовать его для развития.

ШАГ 3. Скрытые возможности

Развить чувство времени мало, необходимо также понять, как правильно выстроить свое расписание, какие возможности были упущены и чему стоит уделить больше внимания. Выполнение мелких дел, отнимающих лишь ресурсы и не приносящих результата, не способствует развитию. Каждое свое действие нужно оценить с точки зрения ответов на такие вопросы:

Что можно свободно исключить?

Что привычное, любимое или простое, но бесполезное можно выкинуть из распорядка дня.

Что можно исключить полностью?

Что можно исключить, но не безболезненно для вас и вашего окружения. Если какое-то намерение исключается «с мясом», то это индикатор серьезного намерения.

Что является главным, но сложным? Достаточно ли усилий прилагается для выполнения?

Необходимо оценить, что на данный момент является приоритетным и достаточно ли это приоритетное реализовывается.

Достаточно ли времени на отдых?

Правильно организованный рабочий день не состоит лишь из изнуряющего труда. Выделить время отдыха иногда трудно, многие пренебрегают этим. Достаточно уделить хотя бы немного времени на восстановление – и продуктивность лишь возрастет.

Способы релаксации могут быть совершенно разные и зависят от предпочтений конкретного человека: общение с домашними животными, физические упражнения, направленные на развитие силы, прогулки с друзьями.

Какие привычные действия можно делать иначе?

Необходимо подумать, как, не меняя цель и функции, преобразовать обыденное действие. Эффект может достигаться совершенно различный: освобождение времени на более важные дела, повышение продуктивности, придание обыденному удовольствия.

Какие действия объединить вместе?

Решить, какие действия можно не распределять по разным частям дня, а выполнять последовательно в комплексе.

Какие действия можно делать параллельно?

Одновременное выполнение нескольких действий экономит время и открывает новые возможности. Простой пример: когда человек звонит в домофон, он может одновременно заказать у домочадцев кофе. Одновременно выполняются два действия: извещение о своем присутствии и просьба сварить кофе.

Где находятся места переключения?

На данном этапе начинается объединение привязки ко времени и к месту. Нужно знать, когда переключаться из своих размышлений во внешний мир (взбодриться за рулем, на оживленном перекрестке, если вы пешеход), а когда можно «уйти в себя».

Где и когда будет продуктивным поразмышлять?

Многие люди болеют «книжным пьянством»: стремясь подчерпнуть знания, у таких людей не остается времени подумать над прочитанным. Поэтому нужно четко определить это время, например, идеальным вариантом будут размышления во время легкого бега по утрам.

ШАГ 4. Воспитание ближайшего окружения

К сожалению, препятствием к достижению великой цели может служить отторжение этой идеи ближайшим окружением. Близкие могут осуждать, не оказывать помощь. Поэтому нужно настраиваться на воспитание окружения. Очень редкому человеку везет в том, что ближние помогают.

Проводить воспитание, конечно же, следует гуманными методами. Пример негуманного, но эффективного способа. Илья Мечников перевоспитывал своего лаборанта, который плохо мыл пробирки, так: если пробирки были в ненадлежащем состоянии, то он брал живого кролика и кидал в лаборанта. Всего несколько таких показательных процессов – и пробирки были всегда чистыми.

Следует отметить, что данная тема недостаточно исследована в научной литературе и является «кладом» для будущих исследований.

ШАГ 5. Ежедневная «гимнастика»

К сожалению, многие люди не могут самостоятельно обобщить и передать информацию, пересказать свой опыт. Во многом идет опора на чужие слова и мнения, зависимость от них. Людям свойственно недооценивать свои заслуги. Это мешает реализации задуманного.

Чтобы понять всю масштабность данной проблемы, можно провести такое упражнение. Вне ежедневного круга общения (то есть среди полузнакомых) провести проверку: какие были/есть варианты развития, не приведенные в исполнение. После анализа придет осознание, какое количество проектов было заявлено, но так и не реализовано по причине отсутствия у людей интеллектуальных навыков/бизнес-процессов. Опыт наблюдения покажет, как сильно мы порой зависим от постороннего мнения и страха осуждения.

ШАГ 6. Интуитивное ощущение дня/недели/месяца/квартала

На данном этапе необходимо свести все свои наблюдения в цельную картину: интуитивное ощущение времени, аналитика выполняемых работ, способы и точки переключения, результаты воспитания окружения. Все это будет способствовать улучшению качества творческих процессов.



ШАГ 7. Подбор гаммы направлений своей темы (дела)

Нащупывающие некой гаммы направлений – важный этап развития личности. На старте трудно понять и найти одно свое конкретное дело, поэтому нужно создать некий веер из таких дел.

Успешность применения такого метода мы можем увидеть на примере великих ученых. Например, Роберт Броун, открывший всего миру броуновское движение, был ботаником, исследователем орхидей, и в результате наблюдения за ними сделал великое открытие. На этом этапе важно не упустить возможность для развития: наблюдая пыльцу, открыть фундаментальный принцип физики.

Важно советоваться с наставником или наставниками при личном контакте. Грамотный наставник за 10 минут общения может помочь отсечь лишнее, понять то, на что у вас уйдут годы. Не стоит пугаться ни трудного характера наставника, ни расстояния, если он лучший и вы всей душой хотите с ним работать.

ШАГ 8. Формирование целевых навыков «под дело» и поиск со-системника (ов)

После определения направления нужно начать формировать навыки для реализации своей идеи. В момент формирования навыков происходит также и изучение новой информации, формирование багажа знаний.

Интуитивная классификация массива информации:

Информация, которая поступает на вход, должна быть определенным образом поделена. Также следует учиться отделять шелуху от истинного знания.

Авторы 2 уровня: то, что сказал автор, хорошо бы знать, но не обязательно.
Авторы 3, 4 уровня (Аристотель, Рассел, Станиславский, Гиппиус): то, что нужно не только знать, но и перечитывать.
Типовые мифы и глупости: «интеллектуальные болезни» своей профессии.
Типовые ошибки в теме/деле: профессия еще только складывается, а ошибки уже есть.
Факты: основные факты, закономерности профессии, запоминаемые наизусть.
Приемы/эвристики/инварианты: если хотите быть специалистом высокого уровня – наизусть.
Закономерности.
Вопросы: нерешенные вопросы, которые необходимо записывать. По мере продвижения по своему делу постепенно выгорают – через месяцы, иногда через годы.
Гипотезы: вопросы, у которых нет решения, и ответы ищете вы.

На этапе формирования проекта будет полезным найти со-системника – единомышленника, помощника, партнера, который будет помогать вам, а вы будете помогать ему. Оба человека берут на себя добровольные обязательства. Идеально, если человек интуитивно чувствует с вами связь. С остальными требуется заключать письменные соглашения, так как обещания забываются.

ШАГ 9. Повышение уровня целевых навыков

Повышение уровня целевых навыков – процесс долгий и сложный, требующий терпения и размеренности. Поэтому к своему делу, как это ни странно, следует относиться без «звериной серьезности», излишнего фанатизма, без возведения дела в «идею фикс». Иначе это неминуемо приведет к выгоранию.

Условно отношение можно представить в виде такой градации, предложенной С. В. Гиппиусом:

№ 1 – предельная пассивность, вялость, бездейственная подавленность, опустошенность, почти умирание.

№ 2, 3, 4 – постепенный переход к энергичному, бодрому самочувствию.

№ 5 – готовность к любому действию, ясная цель в энергичном, плодотворном действии.

№ 6 – темпоритм настороженного внимания, когда человек должен моментально принимать точное решение... это ритм решений, резкий, четкий ритм жизнеутверждения.

№ 7 – преодоление серьезных препятствий в энергичном действии, первое появление опасности, тревога, или – бурная радость.

№ 8, 9 – лихорадочный пульс жизни.

№ 10 – миг перед падением в пропасть, перед расстрелом, начало безумия, потеря способности осознавать и регулировать.

ШАГ 10. Антиэгоистическая ежедневная творческая помощь коллегам

Приглядываясь к успешным, сильным людям, можно сделать вывод, что для личного эгоистического успеха нужно хотя бы иногда на кого-то работать. Ежедневно, хотя бы по 15 мин. в день поворачиваться к обществу, даже преодолевая себя.

Эта концепция перекликается с концепцией дальней этики по Ницше, которая гласит, что мы больше должны заботиться о своем со-системнике, партнере, коллеге, обмениваясь с ним лучшим, что есть. Такого человека можно даже никогда и не встретить лично, вживую, но такая помощь будет прежде всего помощью самому себе.

Сравнить такой подход можно с ситуацией, когда человек берет на себя ответственность по уходу за ребенком, маленьким щенком или котенком. Человек умышленно преодолевает себя в сложностях, чтобы потом удовлетворить свой личный эгоистичный мотив.

ШАГ 11. Ежедневная творческая помощь Себе-творческому

Заключается в том, чтобы ежедневно работать над творческим началом и развитием навыков своего творческого Я, продолжительно рефлексировать. Более подробно в работах: Как формируется поведение одаренной личности? Часть 1: Внутренние факторы и Причины ослабления творческой активности Часть 1: Внешние факторы

ШАГ 12. Аудит профессионального сообщества

Аудит профессионального сообщества состоит в общении и взаимодействии с его представителями. Проводить встречи с коллегами на серьёзном, профессиональном уровне рекомендуется не реже двух раз в год. Встречи могут принимать различные формы: консультации, круглые столы, представление докладов на конференциях, публичные слушания и обсуждения. Все это поможет оставаться на нужной волне, изучать своих коллег, искать со-системников и наставников, следить за развитием своей среды в целом.

Список использованных источников:

1. Игорь Леонардович Викентьев про самоаудит и саморазвитие https://www.youtube.com/watch?v=cf9_iygBj2w

Автор: Аноастасия Илюшина

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна






Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/M4Xqt

В избранное