Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания
Александр Лурия Язык и сознание
Последняя монография советского нейропсихолога с мировым именем оказалась вехой в научном познании не только в сфере психологии, но и филологии, и физиологии. А. Лурия так и не увидел публикации своей последней книги, и этот труд носит итоговый характер: здесь систематизированы базовые
тезисы современной для автора психологии, с оперированием собственно лингвистическими понятиями и терминами. Форма подачи материала – курс лекций для студентов МГУ. Основные вопросы, затронутые в книге, - психология речи с точки зрения ее формирования, функционала, речевых афазий, а также взаимосвязи работы мозга и речевой активности индивида.
Посмотрим еще раз на название книги: совершенно очевидно, что основным интересом ученого было исследование воздействия речи на сознание человека, и эти
вопросы предваряют достижения современной психологии, о которых автору не суждено было узнать. Это уникальная работа, в которой А. Лурия предстает в несколько необычной ипостаси: нейропсихолога, интересующегося нейролингвистикой. Междисциплинарный характер работы обусловил огромный интерес к ней со стороны как лингвистов, так и психологов во всем мире.
Основные положения книги
Высшие психические функции (проявляющиеся при участии сознания, координируемые, опосредованные) – это
сложная форма психической активности, затрагивающей мотивацию, целеполагание, исполнение и контроль. Они не исчерпываются только мозговой деятельностью, но отдельные их фазы ею обусловлены. Мозговые зоны, отвечающие за осуществление психических функций, - это сложные системы с множеством взаимосвязей, в которые вовлечены как подкорковые структуры, так и корковые. С некоторыми ученый соотносил не психическую функцию во всем ее комплексе, а лишь ее отдельные составляющие, реализуемые посредством
отвечающих за это физиологических реакций. Несомненный филологический и психологический интерес представляет положение А. Лурии, касающееся ассоциативных связей: они «являются не исходными... а поздними образованиями. Исходными, ранними образованиями являются предикативные ответы, возникающие чаще и имеющие более короткие латентные периоды» [1]. То есть, ассоциации признаны автором вторичным образованием, а это важно, в том числе, в психологической практике. Общие и местные физиологические
реакции отвечают за разные аспекты психических функций. Если какие-то зоны мозга поражены, происходят закономерные изменения связанных с ними механизмов высших психических функций. В связи с этим А. Лурия, работавший, в том числе, в военном госпитале, с пациентами, имевшими серьезные мозговые поражения, вывел и ряд закономерностей, касающихся того, как мозговая активность влияет на речетворческую функцию и наоборот, как речь воздействует на сознательные процессы. Ведь известно, что вербализация – это
мощный психологический инструмент сам по себе, и то, как пациент это делает, во многом иллюстрирует и обусловливает специфику работы его психики. Как считает ученый, исток зарождения и оформления речи связан с объектами: «Начало настоящего языка ребенка и возникновение первого слова... всегда связано с действием ребенка и с его общением со взрослыми. Первые слова ребенка, в отличие от "гуления", не выражают его состояния, а обращены к предмету и обозначают предмет» [1]. Языковая система
обладает удивительным потенциалом: трансформировать, преображать и, как выражается Лурия, «удваивать» реальность благодаря тому, что в любой лексеме есть два плана: означающее и означаемое. Способность к абстрактному мышлению – то, что отличает человека от животных, и эта способность обеспечивает уникальность человеческого сознания и психики. И насыщение индивидуальным содержанием одного и того же факта, феномена, события во многом объясняется разным содержанием, приписываемым различными
индивидуумами одной и той же лексеме. Диагностировать состояние мозга и его конкретных зон либо восстановить психические функции вполне возможно, используя нейропсихологическую теорию А. Лурии. В частности, таким универсальным способом стал метод свободной классификации, позволяющий выявить умственную отсталость либо оценить интеллектуальный потенциал пациента.
Преимуществом книги А. Лурии является то, что в ней намечены пути дальнейшей исследовательской работы: специфика понимания речи у
пациентов с различными видами речевых афазий, феномен утраты понимания контекста речи у больных с поражением лобных долей мозга и многое иное. Сегодня именно методика А. Лурии помогает диагностировать мозговые нарушения, ее применяют в ряде клиник разных стран, а работы советского исследователя вошли в золотую коллекцию мировой нейропсихологии и нейролингвистики.
Литература: Лурия, А. Язык и сознание: Электронный ресурс: Режим доступа:
https://www.libfox.ru/369427-73-aleksandr-luriya-yazyk-i-soznanie.html#book. Дата доступа: 17.03.2018.