Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания
Джонатан Херринг Что делать, когда не знаешь, что делать
Для кого предназначена эта книга? «Если вы не можете принять решение, значит, вы принимаете решение бездействовать» [1] – пожалуй, именно этот авторский постулат больше всего мотивирует на выработку стратегий принятия решений. Книга окажется полезной
для тех, кого постоянно сбивают с толку беспорядочные мысли, кому трудно принимать решение не только в экстремальных, но и в самых обычных ситуациях. Автор дает поэтапное руководство к действию в случае возникновения таких сложностей. Ведь, выбирая что-то, мы автоматически отказываемся от других возможностей, и есть психотипы людей, для которых это настоящая проблема.
Что нужно для эффективного принятия решения?
Как считает Дж. Херринг, три базовые составляющие:
Точное понимание
предмета решения (что нужно решить?). Подробнейший сбор информации относительно этой темы. Определение персональных приоритетов (какой результат ожидается после вынесения решения?).
И в каждом из приведенных пунктов автор видит множество «подводных камней», способных притормозить принятие решения. Так, в случае точного понимания предмета решения важно не «распыляться», а четко ставить задачи. Чем более мелкое решение, тем легче и быстрее оно может быть принято.
Что
касается сбора информации, то вспомните: когда, например, вы собираетесь ехать в незнакомую страну, ищете ли вы информацию о ней в интернете или полагаетесь на авось? Доверяете ли вы своим ощущениям и чувствам или фактам? Насколько сильно влияют на вас мнения чужих людей, умеете ли вы принимать непопулярное среди ваших близких решение? И наконец, нет ли опасности в избыточности информации: порой ее так много, что наступает некий ступор, и решение вновь отдаляется.
В этой книге любопытно совмещаются
принципы типичных практических руководств по психологии («Что делать, если…») и особенности персональной психологии, невротических проявлений.
Правильная постановка целей
«Определив свою цель, никогда не упускайте ее из виду» [1]. Звучит очень просто, однако этому аспекту отведена в книге целая глава. Почему это оказывается таким важным? Во-первых, важно изначально определиться с постановкой цели: насколько она – ваша? Нет ли там следов чужих ожиданий, пусть
небольшого, но насилия над собой, компромисса в угоду вторичным вещам вроде социального престижа, заработка и т. п.? Понять, ваша ли эта цель, поможет ранжирование своих приоритетов при вынесении решения. Автор приводит несколько примеров, касающихся выбора места работы, однако под эту модель может подойти какая угодно ситуация: выбор учебного заведения для ребенка, выбор партнера, работы и менее значимые – выбор блюда из ресторанного меню, способа добираться до работы и т. п. Дж. Херринг предлагает
ряд методик, позволяющих наглядно, практически представить все «за» и «против» того или иного решения: это может быть традиционная таблица с «плюсами» и «минусами», построение ризомы, напоминающей древесный корень, исходя из сменяющих друг друга вопросов: «Что будет, если я...», построение расширенной таблицы и подсчет «бонусов». Практические методики важны, однако сам Херринг замечает, что даже их применение еще не гарантирует успеха в принятии
решений.
Почему люди боятся принимать решения?
Автор выделяет несколько общих причин нерешительности.
Размытость будущего, невозможность его предсказать. Психологи утверждают, что страх неизвестности – один из основных у человека. Что делать в таком случае? Просто признать, что никому не дано предугадывать события, – и погрузиться в процесс жизни. Важное место Херринг уделяет интуиции, как бы «магически» это ни звучало. Никакой эзотерики! Просто есть необъяснимые
с точки зрения разума предпочтения, есть эмоциональный фон, сопровождающий то или иное действие человека, а потому не стоит ничего изобретать и полагаться только на силу разума. Иногда эмоциональное перевешивает рациональное, и это нормально. Популярное в наше время отсутствие понимания, чего же именно хочет сам человек. Так часто ведут себя дети властных и активных, предприимчивых родителей, инфантильные люди, за которых часто все решали другие. Выход из данного затруднения автор предлагает такой:
составить список того, что ценит человек в данной ситуации, а потом ранжировать его по степени значимости. Представление о том, что всегда есть «нормальное» и «правильное» решение. Интересно то, что Херринг дифференцирует «лучшее» и «правильное», говоря об условности норм в отношении самых разных людей. Не всегда «правильное» ведет к счастью. Власть прошлого. Люди склонны приукрашивать воспоминания, а потому «застревание» в прошлом может
сыграть плохую службу.
И это еще не все. Даже если человек выполняет все рекомендации Херринга, он вовсе не застрахован от некоторых ловушек.
По писаному выходит все легко, но такой обобщенный подход без учета индивидуальных особенностей представляется несколько упрощенным. Даже с учетом советов автора человек не обязательно примет решение. В чем же дело?
В патологической невозможности принятия решения. Тогда следует принять
решение о том, что человек примет решение в определенный срок. Это касается умения договариваться с самим собой и – честности по отношению к себе. Увлечение частностями. «Сосредоточьтесь на главной цели. Если вы решаете расширить кухню, чтобы в ней было место для кухонной плиты, не позвольте себе потратить все деньги на гранитную столешницу» [1]. Излишние трудности. Иногда пытливый человеческий ум так сильно увлекается демагогией и расчетами, что может породить даже формулу того,
стоит ли спросить у кого-то, какой сегодня день. Никому не нужное умствование уводит в сторону от цели и выступает удобной ширмой для того, чтобы за человека все решали обстоятельства, временные факторы, другие – только не он сам. Думается, здесь опять затрагивается столь популярная у практиков тема ответственности за свою жизнь, которую подавляющее большинство представителей рода человеческого еще не научилось нести. Слишком сильные страхи. Люди делятся на две основные группы: предпочитающие риск
и осторожничающие. А третью составляют те, кто посередине. На мотивы принятия решения может влиять предпочтение человека одного либо второго полюса. Иллюзии. Субъективный фактор играет важную роль. Иногда подсознательно в пользу наиболее субъективно желаемого решения мы приводим больше аргументов, не исключая и иррациональных. Это может завести в тупик. Незнание самого себя. Сам человек – главное действующее лицо в своей жизни, и потому самопознание и саморазвитие представляются самым главным.
Важно сделать партнера из самого себя, а для этого надо иметь смелость заглянуть в самые глубины своей психики и не предвзято оценивать свои сильные и слабые стороны, без осуждения и смущения. Это касается, в том числе, и чрезмерно низкой самооценки. Опасность аргументов типа «скользкого склона». Этой метафорой автор называет опасность развития аналогичных событий по нарастающей: например, одолжили вы соседу сумму, а он зачастил к вам с этой просьбой. Это не что иное, как страх: «Я ему
сделаю поблажку, а он на шею сядет». Единственная рекомендация – трезво оценивать, когда эффект «скользкого склона» будет реально иметь место, а когда это не более чем опасение. Опасность чрезмерного увлечения зрительными образами, которые воспринимаются всегда острее, чем абстракции. Специалисты по рекламе знают, что одна картинка, воздействующая на эмоции, окажется результативнее, чем серия мощных аргументов.
Книга Херринга выстроена по круговому принципу: автор постоянно
держит в уме, что даже его рекомендации не всегда могут привести к вынесению решения, поэтому он делает повторы, оговорки, отсылает вновь к прочтению того или иного места книги. Он говорит, в том числе, о том, что скрупулезно выношенное решение может и не обрадовать своим результатом. И тогда человек должен вернуться к некоторым этапам своей работы над решением. Несомненно, книга Херринга имеет большую практическую ценность, но думается, что основным моментом будет самопознание человека и выявление
субъективных причин невозможности принятия решения. Без проработки этого аспекта применение практического руководства не всегда даст желаемый результат.
Литература
1. Херринг Дж. Что делать, когда не знаешь, что делать