Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Брюс Ли психология и жизненные стратегии


Брюс Ли скоропостижно скончался 20 июля 1973 года. Ему не исполнилось и 33 лет. Хилый китайский подросток, плохо учившийся в школе, ушел из жизни создателем собственной школы боевых искусств, актером, снявшимся в 36 фильмах и собравшим в прокате 3,5 млн. гонконгских долларов своей первой главной ролью, образованнейшим человеком с огромной библиотекой и китайским национальным героем. Памятник в Гонконге и две звезды на Аллеях славы – одна в Гонконге же, другая – в Голливуде, за вклад в развитие кинематографа. Кажется, этот человек успел невероятно много за такую короткую жизнь… Как ему это удалось?

Если ты любишь жизнь, не трать время, потому что время – это то, из чего сделана жизнь.Брюс Ли

С жизненным путем Брюса Ли как нельзя лучше сочетается термин «стратегия», изначально – древнегреческое название искусства ведения войны, но давно использующийся в более широком смысле как искусство планирования, организации и ведения чего угодно – политики партии, деятельности фирмы, спортивной игры... Из чего состоит стратегия жизни?

Жизненная стратегия: «умение жить» или «искусство жить»?

Исследований понятия и типологии жизненной стратегии – как зарубежных, так и отечественных – не много. Безусловно заслуживает внимания работа ученых Л.И.Дементий и В.Е.Купченко (факультет психологии Омского Государственного университета), авторов монографии «Жизненные стратегии» (2010).

Исследователи характеризуют жизненную стратегию как результат интеграции требований жизни с ценностями, интересами, потребностями, желаниями отдельной человеческой личности [1].

В статье «Типология жизненных стратегий» В. Е. Купченко выделяет «наиболее значимые, на наш взгляд, ее [жизненной стратегии – авт.] структурные компоненты и параметры:

наличие представлений о прошлом, настоящем и будущем;
целостность/разобщенность жизненного пути;
наличие/отсутствие смысла жизни;
наличие/отсутствие средств и способов достижения поставленных жизненных целей;
необходимость внешней поддержки при постановке целей и преодолении трудностей;
степень осознанности собственной жизни;
способность к самопознанию и жизненной рефлексии;
степень реализации жизненных планов;
жизненная удовлетворенность/неудовлетворенность». [Там же]

Мы видим, что человеческой личности без жизненной стратегии не существует – просто у каждого она будет зависеть и от обстоятельств жизни, и от его собственных личностных качеств: фатализм «будь что будет», вроде бы комфортное, но на деле ведущее к деградации постоянное сидение в теплом гнездышке из пледов на диване, саморазрушение с помощью алкоголя и наркотиков – это тоже жизненные стратегии, которые, безусловно, кого-то совершенно устраивают.

Брюс Ли, к счастью, оставил множество записей (он постоянно вел дневники и наговаривал свои мысли на магнитофонные пленки), кое-что записывалось теми, с кем он общался – и составить представление о его искусстве строить свою жизнь мы можем с его собственных слов. Каковы же его жизненные ориентиры и выборы в каждом из компонентов, составляющих стратегию жизни?

Брюс Ли и его «вчера, сегодня, завтра»

«Следуй течению жизни. В одну и ту же реку нельзя войти дважды, мой друг. Жизнь подобна реке, она – вечное движение. Нет ничего постоянного. Какими бы ни были твои проблемы в будущем, помни, что они меняются, поэтому надо следовать течению своей жизни. В противном случае возникнет искусственная картина мира, и ты будешь пытаться укрепить то, что постоянно меняется. Чтобы избежать этого, надо изменить себя и стать более гибким. Не забывай, что чашка полезна лишь в том случае, если она пустая» [2, С. 22].

Брюс Ли был человеком Востока, и вышеприведенная цитата – пропущенный через его восприятие текст «Дао дэ цзин». Брюс нередко пользовался образами из этого самого знаменитого китайского трактата – сравнения жизни с потоком воды, а человека с пустой чашкой, американца с могучим дубом, а китайца с гибким бамбуком, который согнется, но не сломается – все это влияние великого учения Дао, которое пронизывало все его существование. Руководствуясь мыслью о том, что нужно меняться вместе с жизнью и всегда быть готовым к переменам, Брюс никогда не зацикливался на прошлом и не боялся будущего, воспринимая жизнь как целостное явление.

Этому есть живой свидетель – его подруга, а затем и жена Линда Ли, в девичестве Эмери, написавшая книгу «Брюс Ли – мужчина, которого знала только я».

Очень показательно она описывает их первое свидание 23 октября 1963 года [3]. В настоящем это был 23-летний студент Вашингтонского университета, необычным способом пригласивший девушку на свидание – она занималась с ним кунг-фу, он сшиб ее наземь и… позвал в ресторан. Желая произвести на нее впечатление, он выбрал необычное место для их романтического вечера – ресторан Спейс Нидл в виде вращающейся иглообразной башни, нарядился в костюм с модной фиолетовой рубашкой (хотя, как любой подвижный парень, терпеть не мог официальные наряды, сковывающие движения), подарил ей сувенир в виде скандинавской куколки-тролля со смешной прической – это был намек на его внимание к ней. Именно с таким «хаером» она являлась в университетский клуб сразу после бассейна. Все совершенно обычно, не так ли?

Но их беседу Линда запомнила навсегда – Брюс не только беседовал с ней на философские и психологические темы (он как раз изучал эти дисциплины). Еще он много и охотно рассказывал ей о своем прошлом, но в то же время имел четкие и значительные планы на будущее: он, совсем недавно выбравшийся из своего первого зала для обучения людей кунг-фу размером 7 на 7 м, уже планировал создание целой сети школ кунг-фу и был совершенно уверен, что это вполне осуществимо и поможет ему заработать на жизнь. Уже тогда он производил впечатление человека, твердо знающего, чего он хочет – и как этого добиться.

Наиболее интересны здесь его рассказы о прошлом. О чем он мог рассказать? Мы знаем это, опять же, со слов Линды. О том, как переезд семьи из Сан-Франциско в Гонконг едва не убил его в возрасте 3 месяцев отроду – смена климата губительно сказалась на его иммунитете, и после детских болезней он долго оставался хилым и слабым? О маленькой квартирке, в которой прошло его детство – где на голове друг у друга жило 16 человек и целый домашний зоопарк из 9 псов, 7 птиц и неизвестного количества рыбок? О школе, в которой ему было совершенно неинтересно, и его мать, почти не шутя, утверждала, что к 10 годам он как раз и выучился считать до 10? Брюс спокойно утверждал, что «развеселая» обстановка в домашнем муравейнике подтолкнула его стать шпаной, и с 12 лет он вместе с другими неприкаянными подростками шатался по Коулуну, обмотанный цепью от унитазного бачка, ввязываясь в разборки меж уличными бандами.

Поистине удивительно было то, что он, собственно, не делает этого до сих пор. Были все предпосылки к тому, чтобы из малолетнего хулигана вырос взрослый бандит, боец в команде какого-нибудь местного китайского мафиози. Но слишком серьезный интерес к боевому искусству победил – а образ жизни гангстера несовместим с настоящими занятиями. Может быть, Брюса удержало на краю бездны еще и то, что отец, комический актер, с младенчества снимал его в кино, а мать знала лишь один способ обуздать его бешеный темперамент – подсунуть ему книгу. Факт в том, что «криминальный» период в его жизни был – и Брюс никогда не отрицал этого опыта – но закончился, потому что появились иные цели. Чем бы он стал, если бы, подобно многим людям, не стремился к лучшему, а еще тогда посчитал бы себя потерянным человеком – «тюрьма гонконгская меня, мальчишечку, по новой ждет»?

«Мой друг, подумай о прошлом, вспоминая события и достижения, которые доставили радость и удовольствие. О настоящем? Подумай о тех возможностях и наградах, которые тебя ждут, если приложишь энергию и свои знания. А что касается будущего, то это время и место, в котором можно достичь каждой достойной цели» [2, С. 28].

Цельность бытия и смысл жизни, самопознание и осознанность

Себя Брюс часто и в разных формулировках называл человеком, который постоянно учится. И это действительно было так: ведь можно не презирать свое прошлое, не отвергать его и не тонуть в давних переживаниях – но извлекать из него уроки. В настоящем он был готов тратить тысячи часов на то, что его действительно интересовало, изучая предмет до совершенства.

Ну а будущее, в котором человек желает чего-то добиться, тем более заставляет всегда быть открытым для изучения нового. Главным же он считал познание самого себя и осознанность всех своих действий.

Ему удалось сделать свое бытие целостным потому, что он не разделял жизнь и свое главное дело. Его ученик и друг, актер Джеймс Коберн, утверждал, что все жизненные события Брюс рассматривал с точки зрения философии воинских искусств, а все, что открывал в этих искусствах, привносил в жизнь [3]. Поначалу это вызывало у Джеймса лишь недоумение, но потом он понял, что философское и физическое находится у Брюса в неразрывной связи, именно этим и объясняется его успех.

Очень характерный для него момент описан Линдой Ли: она рассказывает, что ее муж нередко представал перед ней так: в одной руке – книга, в другой – гантель… [3]

Жизнь, по Брюсу – бесконечный процесс развития, в котором каждый должен искать способы для самовыражения и расширения своих возможностей. «Жить – значит создавать. Чтобы жить, надо выражать себя в свободном творческом процессе» [2, С. 25].

Средства достижения целей – внутренние и внешние

Чтобы добиваться того, чего нам хочется, все мы используем собственные внутренние ресурсы и внешние возможности, помогающие достичь желаемого. И все мы делаем это в силу личностных особенностей совершенно по-разному.

Брюс Ли был чрезвычайно одарен именно в смысле как работы с резервами своего ума, духа и тела, так и создания благоприятных условий для реализации своих целей. «Обстоятельства? Я справлюсь с любыми обстоятельствами» [2, С. 12].

Объективности ради можно не использовать цитаты его самого, но изучить свидетельства знавших его людей, чтоб оценить, как он работал с внутренними и внешними средствами для достижения любых своих целей. Главное, что в каждом случае он действовал. Людей, болтающих, но ничего не делающих, он называл ненастоящими. Знание, которое не применяется, ничего не значит. Желание без действия – бессмысленно.

Для наглядности – пример, не касающийся боевых искусств. Брюс приехал в США 19-летним, родным его языком был китайский, а английский язык его прошлых записей во время учебы в школе – год назад – это очень неуверенный, корявый английский. Поняв, что с таким знанием языка он навсегда останется официантом в ресторанчике Руби Чоу, Брюс вплотную занялся английским. Ему удалось поступить в Технический колледж Эдисона и закончить его с прекрасными оценками, а затем поступить в Вашингтонский университет. Более того, в 1964 его девушка Линда – коренная американка – испытывала трудности с курсом университетского английского, и Брюс с успехом помогал ей его освоить! [3] Она и спустя годы будто с некоторым удивлением писала, что его словарный запас, знание синтаксиса и грамматики были выше, чем у большинства американцев.

Брюс действовал даже тогда, когда был лишен физической возможности действовать… В 1970 г. во время тренировки со штангой он сильно повредил поясницу, и врачи уложили его в постель. Три месяца диких болей, невозможности полноценно двигаться (не то что тренироваться), нахлынувшие финансовые трудности… Движение всегда было его жизнью, думается, он ощущал себя как внезапно ослепший художник или птица с оторванными крыльями. Но никакой депрессии не последовало – не в силах шевелиться физически, Брюс принялся за умственную работу: изучал труды Джидду Кришнамурти, записывал и систематизировал свои мысли о философии боевых искусств.

Внешние обстоятельства покорялись ему так же, как подчинялись ум и тело – потому что он делал ставку на взаимодействие с другими людьми, полагая, что это важно для самопознания: «Взаимоотношения – это способ раскрытия себя, зеркало». Любовь он почитал невозможной без уважения, а жену называл своим другом. В книге «Поразительные мысли» есть раздел «Доброжелательность» - там сформулированы принципы отношения Брюса Ли к другим людям:

жить по-настоящему – означает жить для других;
не нужно обижать людей;
если можешь помочь кому-то, сделать кого-то счастливым – почему бы и нет, если бы каждый помог своему соседу – в мире не осталось бы нуждающихся в помощи;
человеку свойственно помнить даже единожды сделанное ему добро;
настоящая дружба – редкость и нужно спокойно дать ей развиваться;
профессионал в своем роде деятельности должен пребывать в согласии с коллегами [2, С. 82].

Он всегда готов был не эгоистично пользоваться людьми (как это, к сожалению, бывает свойственно многим чрезвычайно талантливым личностям), а щедро отдавать им, делиться – своим искусством, общением, мыслями, помощью, своей улыбкой в конце концов – многие отмечали его мягкость, доброжелательность, юмор.

Забавный эпизод из юности: восемнадцатилетний Брюс, чемпион Гонконга по танцу ча-ча-ча, загоревшись желанием изучать кунг-фу, явился к своему будущему мастеру – Ип Ману – и от чистого сердца предложил ему бартер: тот обучает его боевому искусству, а Брюс взамен обучит мастера плясать ча-ча-ча!

Удивительно ли, что люди охотно общались с Брюсом и сами оказывали ему поддержку и помощь в его устремлениях?

Китайская собачка

Мы уже упоминали, в какой высокой степени Брюс Ли реализовал цели своей жизни – создать собственную школу боевого искусства (Джит Кун До существует и является распространенным методом) и сделать китайский кинематограф качественно иным (согласно списку авторитетного кинематографического журнала Empire, составленному в 2010 г., «Путь дракона» - на 95 месте в топе 100 лучших фильмов мирового кинематографа).

А был ли сам Брюс Ли по-настоящему удовлетворен своей жизнью? Вспомним о его принципе целостности: его жизнью была его деятельность. Он не придавал значения гонорарам и признанию. «Вознаграждение надо искать в работе. Меня лично удовлетворяет моя работа, и это важно. Если бы это была бросовая работа, я бы только сожалел об этом [2, С. 120].

Другое удивительное его откровение говорит, что нет ничего страшного в том, чтоб чего-то не успеть (оно вызывает жутковатое чувство – человек словно бы предчувствовал, что уйдет в возрасте, в котором еще успевать и успевать…): «Даже если я, Брюс Ли, когда-нибудь умру, не осуществив всех своих стремлений, то не буду об этом сожалеть. Я делал то, что хотел; а то, что я сделал, я сделал искренне, полностью отдаваясь этому делу. От жизни нельзя ожидать большего» [2, С. 41].

Текст обрезан из-за максимального размера символов в посте. Продолжение смотрите на сайте: https://clck.ru/CPvir

В избранное