Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Трансперсональная психология за и против


Судя по содержанию понятия, трансперсональная психология направлена на изучение того, что лежит за пределами личностного непосредственного опыта. Сам этот научный термин вызывает некоторые вопросы, особенно если придерживаться старой парадигмы, в которой личность трактовалась как нечто отдельное, наподобие «вещи в себе». Как известно, предметом изучения психологии является психика, а трансперсональное направление, принятое на мировом уровне в качестве пятой отрасли научной психологии (наряду с бихевиоризмом, психоанализом, гештальтпсихологией и гуманистическим направлением), предлагает расширенную картину мира: человек, индивид, личность понимаются в качестве составляющей макро-и микрокосма. И существенно не только то, что является отражением непосредственного личного опыта, но и то, что влияет на психические и сознательные процессы вне эмпирики, на иных уровнях. А это – коллективное бессознательное, импульсы из космоса, глубинные механизмы, даже наследие из предыдущих жизней (теория реинкарнации вполне допускается трансперсональными психологами) – все процессы и феномены, которые осознать порой не представляется возможным даже после многочасового психоанализа. Все, что выходит за рамки отдельной личности. Заслугой этой отрасли психологической науки стало признание того, что психика существует уже у эмбриона, находящегося в материнской утробе, и «воспоминания» об этом можно извлечь, применяя определенные техники. Перинатальный период развития психики (до рождения), догадка о котором мелькнула еще у О. Ранка, стал подлинным революционным открытием трансперсональных психологов.

Истоки зарождения этого направления

Рассмотрим данный феномен глазами доктора филологических наук, доктора философских наук П. С. Гуревича, который участвовал в тематической радиопрограмме на станции «Маяк». Психологию вообще относят к числу самых молодых областей знания, а трансперсональной психологии всего-то более 50 лет. У истоков этого направления стоит фигура К. Г. Юнга – его понимание коллективного бессознательного, интерес к мировой мифологии, религии и культуре как отражению универсальных законов человеческой психики, известных любому человеку априори, значительно расширили понимание феномена психического. Отто Ранк, последователь З. Фрейда, одним из первых заинтересовался «сроками» зарождения психики и сознания, справедливо считая, что даже в утробе матери эмбрион уже обладает сознанием определенного вида и неким набором психических функций.Через какое-то время научный мир потрясли книги С. Грофа, врача-анестезиолога, дававшего пациентам ЛСД при медицинских показаниях и систематизировавшего видения, которые посещают этих людей. Гроф разделил эти видения на четыре разновидности:

- образы размытые, наподобие картин импрессионистов (узоры, абстракции);
- картины, истоком которых была жизнь больного (в том числе на очень глубинном, досознательном уровне);
- видения из эмбрионального состояния (картины, объяснения которым могли дать только старшие родственники пациента – их человек наблюдал еще до рождения, буквально из утробы матери);
- ощущения себя в облике человека иной эпохи (каменотеса, рыцаря и т. п.) – что косвенно отсылает к идее реинкарнации и заставляет принимать эту версию.

Как свидетельствует П. С. Гуревич, именно два последних типа видений стали настоящим потрясением для ученого мира и до сих пор вызывают ряд вопросов.

Перинатальный опыт и его влияние на последующую жизнь

Термин О. Ранка «травма рождения» получил широкое распространение в сообществе психологов. Сегодня в контексте трансперсонального направления действительно правомерно говорить о первом травматическом переживании, которое связано с рождением человека, – выходе из материнской утробы, первой инициации, когда из водной среды индивид попадает в наш привычный материальный мир. С этой точки зрения архетипически прочитываются все мифы о сотворении мира, о путешествии в лоно морских вод, о священном переходе через символическую реку (Лету), а также о связи водной стихии с иномиром.

Согласно учению С. Грофа, человеческий эмбрион проходит до рождения в мир четыре стадии, и каждая существенно влияет на его восприятие, оставляя значимый след в психике и косвенно воздействуя на дальнейшую судьбу.

1 стадия – это «золотой век», когда он ощущает абсолютную безопасность, защиту материнской плацентой, беспроблемное существование.
2 стадия – момент родовых схваток, пока еще без раскрытия матки. Это состояние сопоставимо с привычным нам ощущением «выхода нет».
3 стадия – раскрытие матки, «свет в конце тоннеля», а также формирование сексуальности под влиянием импульса материнского организма (во время естественных родов женщина испытывает сексуальное возбуждение).
4 стадия – «травма рождения», первый глоток воздуха, обязательный крик, смена окружающей среды и, как следствие, шок от всего происходящего.

С помощью холотропного дыхания С. Гроф вводил своих пациентов в особое состояние сознания – назвать его измененным не вполне корректно, скорее, это расширенное сознание, когда человек вспоминал очень многое из перинатального и младенческого опыта, а эти сведения не всегда возможно осознать даже после многочасовой психоаналитической работы.

Преимущества терапии с инструментарием трансперсональной психологии

Действительно, после работ С. Грофа стало возможным получать доступ к глубинному материалу, ранее не только считавшемуся недоступным, но даже не бравшемуся в серьезный расчет. Это экономит время и силы, позволяет непосредственно обращаться к проработке проблем пациента.

Основные положения трансперсональной психологии звучат очень современно, они вписываются в актуальную картину мира, созданную нынешними точными науками: сознание не индивидуально, оно имеет ряд тесных взаимосвязей с космосом, мирозданием. Широко известны откровения ряда поэтов, писателей и музыкантов о том, что они воплощали свои произведения по принципу «перевода» с иного языка на язык искусства. В этом языке есть все потенциалы и все смыслы, все открытия и все знание, которое только в определенные моменты приоткрывается человеческому сознанию. Широко известны примеры интуитивных научных открытий (знаменитый сон Д. Менделеева, в котором окончательно оформилась его таблица химических элементов, законы Архимеда, Ньютона и другие). Можно ли их назвать, в строгом смысле, открытиями? Или это догадка, взгляд с неожиданной и нетипичной позиции на, казалось бы, обычное явление?

Согласно убеждениям трансперсональных психологов, понимание мозга человека должно утратить черты некоей сакральности и уникальности – мозг, по словам П. С. Гуревича, является лишь ретранслятором информации, поступающей из космоса или из Вселенной. Отсюда феномен архетипов, о которых говорил К. Юнг, - универсального априорного знания и понимания мира.

С этой точки зрения трансперсональная психология очень современна, она вписывается в квантовую парадигму мира, принятую сегодня. Более того, она открывает широкие возможности для терапии пациентов, способствуя глубинному чувствованию и пониманию законов индивидуального через всеобщее. Само по себе ощущение, что проблема переживалась и переживается многими, дает пациенту возможность ощутить свою связь с другими, осознать принадлежность к человеческому сообществу, а стратегии разрешения проблемы останется просто выбрать из имеющегося арсенала.

Кроме того, сама идея смерти становится условной: если я помню что-то из предыдущих жизней, то смерть условна. Я – больше собственной смерти, мое сознание никогда не умирало, менялась лишь телесная оболочка. И здесь, конечно, широкое поле для разрешения экзистенциальных вопросов.

Кроме того, несомненным достижением этой сферы знания стала перинатальная психология, благодаря которой будущие матери и отцы учатся взаимодействовать с ребенком еще до его рождения, укрепляя внутрисемейные связи и уменьшая подверженность травматизации в семье.

Что настораживает в трансперсональной психологии?

Прежде всего, отсутствие исследований ряда феноменов, точной научной аргументации. Да, С. Гроф изучал около четырех тысяч детей, обобщая и фиксируя свой опыт, рассказывая многочисленные истории «узнавания» детьми тех мест, людей, населенных пунктов, где они никогда не были, умение говорить на языках, которые не изучались в этой жизни. Этих историй довольно много. Но они несут на себе некий налет мистицизма и вызывают скепсис ввиду отсутствия точных научных доказательств. Это только подступы к феномену, сбор фактов, число которых впечатляет и, безусловно, заставляет с ними считаться.

Другой момент – иногда из-за наплыва видений и картин, которые не появляются избирательно и постепенно, а возникают во многом «случайно», можно столкнуться с шоком самого пациента. Здесь травматические переживания могут быть представлены «все сразу». Такую диагностику вполне можно назвать «жесткой», в этом процессе не всегда есть постепенность, как, например, в многочасовом психоанализе, и тогда не всякий человек в состоянии справиться с потоком картин и видений уже постфактум, наедине с собой. Здесь нужно предусмотреть усиленное сопровождение пациента и способы совладания с полученным знанием.Но, в любом случае, размах мысли в трансперсональной отрасли психологии поражает и заставляет еще раз обратиться к самым насущным, «вечным» вопросам бытия. Для кого-то это может стать подлинной находкой и выходом из тупика.

Автор: Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/BaebC

В избранное