Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания
Эффект Даннинга-Крюгера самооценка против объективной оценки компетентности?
Как трудности в признании собственной некомпетентности приводят к завышенной самооценке? Порой, каждый из нас сталкивается с абсурдными ситуациями. Например, когда менее компетентный коллега получает премию и похвалу, а те, кто действительно знают
своё дело – остаются в стороне. Или, к примеру, взять шоу талантов. Многие люди, которые отвратительно поют или танцуют, попросту неспособны это осознать и очень расстраиваются, когда их не признают лучшими. Нам кажется, что всё дело в несправедливости или в законе подлости Мерфи. Но иногда причиной целенаправленной субъективности становится наш мозг, который не всегда способен воспринимать информацию корректно, особенно если это касается собственных знаний и навыков. Подобное когнитивное искажение
получило название «Эффект Даннинга-Крюгера».
Одной из главных проблем нашего времени является существование уверенных в себе глупцов и вершителей, исполненных сомнений и нерешительности. Бертран Рассел
История открытия
Не так давно, в 1999-м году, двое молодых учёных Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг провели эксперимент в Корнелльском университете. Он основывался на тестировании небольшой аудитории студентов. Проверка состояла из двух частей: в первой испытуемым давался тест на
определение уровня знаний в близких для участников сферах (в которых они считали себя компетентными). Применялись различные направления деятельности и области: лингвистика, психология, математика, география, экономика. Изучались особенности логического мышления, чувство юмора, знания грамматики, языка и тому подобное. Вторая часть заключалась в оценивании собственных знаний, уровня компетентности в той или иной области. Простое тестирование выявило несколько удивительных особенностей:
1. Студенты,
которые показали наихудшие результаты в первой части теста, оценивали себя как высококвалифицированных специалистов. 2. Испытуемые, которые на отлично сдали первую часть теста, во второй поставили себе среднюю или низкую оценку квалификации. 3. После объявления результатов эксперимента более компетентные студенты осознали, что недооценивают свои знания и согласились с тем, что им следует пересмотреть свои взгляды. 4. Некомпетентные не смогли принять тот факт, что переоценивают свои способности и
были очень расстроены, думая, что их недооценивают или результаты теста ошибочны.
Из данного эксперимента следовал существенный вывод о том, что некомпетентные люди не способны осознать уровень своего незнания из-за ограниченности восприятия. Говоря другими словами, у таких людей не могут сформироваться правильные критерии оценивания себя и окружающих. Человеческому мозгу проще принять факт ошибочности других людей, а нехватка собственных знаний в той или иной области остается невоспринятой. Феномен
получил название от фамилий учёных, которые его описали: эффект Даннинга и Крюгера.
Постыдная премия и непростой путь к признанию
После своего первого эксперимента исследователи Даннинг и Крюгер выдвинули первоначальную гипотезу. Предположение заключалось в том, что результаты эксперимента верны и данный эффект может распространяться на разные категории людей. Среди учёных существует мнение, что гипотеза имеет право претендовать на роль теории только в том случае, если известны способы её
опровержения. Гипотеза обязательно проходит следующие этапы восприятия общественностью: отрицание, критика, признание. После первой публикации результатов эксперимента другие научные сотрудники в области психологии начали жестоко высмеивать исследователей. Через год Даннинг и Крюгер были награждены Шнобелевской премией, которую обычно дают за постыдные открытия.
После вручения постыдной премии пришло время критики. Со стороны психологов последовало множество опровержений этой гипотезы: одни
утверждали, что все дело в очень простом тесте, и стоит лишь повысить сложность заданий, как «дураки» тут же почувствуют себя дураками, а студенты с высоким уровнем знаний – гениями. Другие, ссылаясь на статистику, доказывали, что у всех людей есть свойство переоценивать себя. И это никак не связано с особыми механизмами мышления. Многие авторитетные психологи предполагали, что некомпетентные люди не были заинтересованы в тесте и ставили себе оценку наугад. Также из вида не упустили тот
факт, что все испытуемые осознавали важность эксперимента. Это могло повлиять на их ответы и оценки.
Шаг вперёд. Доказательство гипотезы
Как настоящие ценители своего труда, Даннинг и Крюгер всерьез восприняли критику и стали делать всё, чтобы подтвердить или опровергнуть резкие высказывания со стороны коллег. Так, всего через несколько лет учёные провели ряд экспериментов. В качестве испытуемых были выбраны различные категории людей и обстановка для тестирования (представители разных
возрастных категорий и рода деятельности). Первый повторный эксперимент проводился на основании указаний относительно простоты теста. На этот раз задания были сверхсложные, и никто из участников не набрал больше 4,5 балла (по 10 бальной шкале). Затем испытания проводились в полевых условиях и на соревнованиях по стрельбе. Помимо обычных тестов, теперь испытуемым предлагали деньги за правильную оценку своих знаний. Тест выявил, что если мотивировать людей деньгами, они способны ещё больше недооценивать или
переоценивать себя. Затем учёные выяснили, мотивация деньгами не дает никакого результата. Они также попробовали мотивировать студентов тем, что в случае правильной оценки своих способностей их профессора будут об этом проинформированы. В результате никакая мотивация не смогла заставить испытуемых воспринять свои способности корректно.
Сейчас эффект имеет статус теории и является доказанным с научной точки зрения. Люди, знающие об эффекте Даннинга-Крюгера, чаще всего расположены думать, что это не
про них, а про окружающих. К сожалению, многие из нас заблуждаются. Правда заключается в том, что все люди поддаются когнитивному искажению восприятия и мозг не способен осознать это самостоятельно.
Никакая мотивация или объяснения со стороны авторитетных учёных порой не способны заставить человека адекватно оценить себя и собственные возможности. Всё дело лишь в количестве знаний. Люди с узким кругозором в конкретной области не способны выйти за его рамки, тем самым, не могут соотнести свои знания с
возможными и реальными или новыми фактами. Наоборот, людям с широким кругозором свойственно думать, что уровень знаний у остальных такой же или гораздо выше, что заставляет их недооценивать себя.
Заключение
С одной стороны, завышенная самооценка является защитой, эффективным способом для выживания в общественной среде. С другой стороны, низкая самооценка заставляет человека функционировать и развиваться в чуждой для него области. Последнее может приводить либо к адекватной адаптации, либо
значительному накоплению стресса, формированию депрессивного состояния. Сделайте выводы и займитесь самообразованием, накапливайте знания и развивайте собственные интересы, так вы сможете оценить себя объективно и выделиться из серой массы представителей замкнутого круга Даннинга-Крюгера.
Список источников:
1. Парушин Е. Б. Математическая модель и интерпретация эффекта Даннинга-Крюгера // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 319-323. 2. Спасенников Б.А Эффект
Даннинга-Крюгера и криминальное поведение. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://novainfo.ru/article/3800/pdf3. Варвара Л. Эффект Даннинга-Крюгера – иллюзия собственного превосходства. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://cosmetic.ua/effekt_danninga_kryugera_illyuziya_sobstvennogo_prevoshodstva 4. Людвиг П. Эффект Даннинга-Крюгера: анозогнозия и слепота некомпетентных. – [Электронный ресурс].– Режим доступа:
http://psyfactor.org/lib/effect-danninga-kryugera.htm 5. Эффект Даннинга-Крюгера.– [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://mixednews.ru/archives/10453