Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания
Агрессия как средство выживания в современном мире. С.В. Савельев
С проявлениями агрессии все мы сталкиваемся постоянно. Как говорит профессор Савельев, достаточно подойти к зеркалу, чтобы их увидеть. В чем же особенности агрессии как эволюционного механизма? С. В. Савельев стоит на строго материалистических позициях: не
признавая психологию наукой и легко отбрасывая «психологическую чушь», он делает акцент только на физиологической основе агрессии. Агрессия присуща любому биологическому существу как необходимый инструмент выживания, борьбы за еду и самок, защиты своей территории.
Но отличие человеческого мозга от мозга животных – в том, что он имеет развитую лобную долю, отвечающую за процессы торможения. Именно благодаря этой части мозга женщины первыми стали делиться пищей с малышами, а благодаря
этому и мужчины постепенно приобрели такую способность. Человек стал человеком во многом благодаря тому, что может делиться пищей и ценными вещами не только с самыми близкими (членами рода), но и с чужими. Лобные области возникли в результате эволюционного отбора на способность к коллективному проживанию.
Продолжение эволюции
В настоящее время, по мысли Савельева, тоже длится эволюционный процесс, который принимает форму войн. Вся мировая история трактуется ученым как борьба за единообразие
мозговой конституции – в этом корни уничтожения инакомыслящих, еретиков и усреднение основной части популяции. Исходя из физических параметров, Савельев делает выводы и о том, что мозг европейца отличен от мозга африканца, мозг мужчины – от мозга женщины, а если сравнить макроисторически, то мозг современного человека на 250 г меньше, чем на момент его формирования на заре цивилизации. Мощный эволюционный отбор свершился в ХХ веке – это связано и с геноцидом, и с мировыми
войнами.
Профессор Савельев объясняет это лишь эволюцией и стремлением к сохранению единообразия мозговой конституции. Что ж, такая точка зрения имеет право существовать – ведь часто кажется, что существует лишь то, что можно проанализировать, изучить и классифицировать. Почему бы не свести мировую историю к отбору популяции по принципу единообразия строения мозга?
Агрессия повседневная
Но если абстрагироваться от размышлений о развитии цивилизации, что же можно сделать, чтобы
как-то воздействовать на свою и чужую повседневную агрессию? Для этого нужно вернуться к причинам ее возникновения. Не секрет, что уровень агрессии тем выше, чем выше плотность населения. И особенно «зашкаливает» он в мегаполисах, когда навязчивое общество себе подобных постоянно вынуждает защищать личное пространство (чаще всего безуспешно), когда чужие регулярно вторгаются в интимную зону (она исчисляется примерно по длине вытянутой руки). Это провоцирует активность древнейших инстинктов защиты
своей территории. Вспомните ситуации в общественном транспорте, и тогда сразу станет понятно, в чем истоки нашей каждодневной агрессии. В деревнях люди гораздо спокойнее, они ценят общество друг друга как раз из-за нормальной отдаленности друг от друга.
Как регулировать агрессию?
Это довольно непросто, но вполне возможно. Импульсы к проявлению агрессии лежат в амигдолярном комплексе, постепенно накапливающем медиаторы. И когда их порог превысит критический уровень, они стимулируют агрессивное
поведение. Этим объясняется «отсрочка» агрессии: например, кормилец семьи получил выговор на работе, но он понимает, что срываться в социуме чревато последствиями, а потому сдерживает себя (накапливает медиаторы) и, лишь придя домой, дает себе право на разрядку. И тогда достается и жене, и детям, и собаке. Этот механизм наблюдаем все мы, но он говорит о важном свойстве – агрессию можно отсрочить. А раз так, то и выплеснуть ее можно и нужно в конструктивной форме. Поскольку перестать быть
агрессивным невозможно – агрессия присутствует в каждом из нас и стремится проявляться регулярно, важно понять, что с ней делать.
Первый возможный способ, предложенный профессором Савельевым, - перевести стрелки на другого (то есть, устроить конфликт вне семьи, в относительно безопасной среде). Спорный момент, потому что если многие начнут практиковать такое, возникнет цепная реакция, которая вовлечет еще большее количество людей.
Вторым способом являются занятия таким спортом, который
требует мышечной разрядки: теннис, бег, борьба, футбол, хоккей и так далее. Однако здесь важно вспомнить о том, что многие тренеры юношеских секций по борьбе отказываются принимать агрессивных детей, чтобы не спровоцировать насилие впоследствии: такие дети могут воспользоваться своей подготовкой с целями не защиты, а нападения. Поэтому для людей с высоким порогом агрессии бокс и борьба не очень предпочтительны – она могут еще более стимулировать агрессивное поведение. Иные виды спорта окажутся
предпочтительнее.
Основным свойством агрессии является ее регулярность, потому что медиаторы в амигдолярном комплексе накапливаются циклически. Вот почему и экологию своего поведения стоит проводить по такому же принципу.
И уж совсем экзотически выглядело предложение Савельева выжигать жидким азотом те центры мозга, которые «отвечают» за агрессию, подобно тому, как это делают в канадском цирке с белыми медведями. Не менее экстравагантной оказалась мысль о том, чтобы подбирать
семейные пары в будущем через... компьютерную томографию с высоким разрешением: если у потенциальных супругов совпадут базовые особенности конституции мозга, то разрешать им заключение брака, в противном случае – нет. По словам ученого, это могло бы снизить число конфликтов в семье и способствовало бы тому, чтобы супруги говорили на одном языке – буквально, понимая под содержанием одного и того же слова сходное понятие.
В выступлении С. В. Савельева было подчеркнуто, что агрессия есть
результат инстинктивно-гормонального поведения. Это значит, что любое насильственное сдерживание, блокировка выхода агрессии влечет к психосоматическим процессам – сбою иных систем организма, поэтому так важно делать выбросы агрессии.
Детская агрессия
Этот вопрос также был затронут в ходе выступления, и профессор Савельев указывал на то, что дети с раннего возраста повторяют все этапы развития человечества, а значит, до 5 лет у них вообще отсутствуют «тормоза» - ведь
недостаточно еще развиты лобные доли. Сводя все поведение к физиологическому строению мозга, Савельев основывает свои воззрения на воспитание на внешнем воздействии, запоминании. Поэтому экзотично звучит его призыв «драть детей», пока они не научатся вести себя в соответствии с социальными нормами.
Доводя до парадокса свои утверждения, он говорит, что публичное наказание за ненадлежащее поведение может «научить других детей» этим нормам. Однако сразу вспоминаются эксперименты А.
Бандуры, который доказал, что демонстрация неагрессивного поведения – лучший пример воспитания. В его опытах проявилось, что даже обычная контрольная группа детей оказалась от природы агрессивнее, чем те дети, которые стали свидетелями неагрессивного поведения. И, естественно, дети, наблюдавшие безнаказанное агрессивное поведение, чаще применяли его в своей повседневной практике. Поэтому кардинальные меры, предлагаемые профессором, выглядят не вполне убедительно, что объясняется игнорированием
психологической стороны агрессии.
Источник: по материалам выступления С.В. Савельева, профессора, заведующего лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека.