Бхагван и его последователи в марте 1974 года переехали из
Бомбея в Пуну. Здоровье беспокоило его ещё в течение некоторого времени, но
строительство ашрама в Корегаон Парке не прерывалось. Саньясины работали в
ашраме и часто получали за это бесплатное проживание и питание в течение
некоторого времени. Последующие годы были отмечены постоянным расширением
ашрама, число посетителей с Запада становилось всё больше и больше. К 1981 году
в ашраме работали: собственная пекарня, производство сыров,
художественно-ремесленные центры пошива одежды, создания ювелирных изделий,
керамики и органической косметики, а также частный медицинский центр, имевший
более чем 90 сотрудников, в том числе 21 врача. Проводились спектакли, музыкальные
концерты и пантомимы. Увеличение потока людей с Запада было частично связанно с
возвращением части западных учеников из Индии, которые часто основывали
медитационные центры в своих странах. Часть людей сообщала, что они никогда не
контактировали с саньясинами, и что, только увидев где-то фотографию Бхагвана,
они почувствовали необъяснимую связь с ним и после этого понимали, что должны
встретиться с Бхагваном. Другие читали книги Бхагвана и таким образом у них
тоже появлялось желание увидеть его. Бхагван получил значительный приток
феминистских групп; большая часть хозяйственной деятельности ашрама
возглавлялась женщинами.
Бхагван, говорилось в описании, был «физически
привлекательный мужчина с гипнотическими карими глазами, бородой, точёными
чертами лица и обаятельной улыбкой, его вызывающие действия и слова, а также
его своеобразие и, по всей видимости, бесстрашное и беззаботное поведение
привлекали большое число разочарованных людей с Запада, являясь признаками
того, что здесь может быть найден какой-то реальный ответ». Кроме того, он
отличался тем, что принимал современные технологии и капитализм, не имел ничего
против секса и был очень хорошо начитан — он легко цитировал Хайдеггера и
Сартра, Сократа, Гурджиева и Боба Хоупа, а также свободно говорил о тантре, Новом
Завете, дзене и суфизме.
Групповая терапия как
новый источник доходов
Кроме того, значительную роль сыграло синкретическое
сочетание восточной медитации и западных методов терапии. Европейские и
американские практикующие из движения гуманистической психологии приехали в
Пуну и стали учениками Бхагвана. «Они пришли к нему, чтобы учиться у него как
жить медитативно. Они нашли в нем духовного учителя, который в полной мере
понимал разработанную ими концепцию целостной психологии и, единственный, кого
они знали, кто мог использовать её в качестве инструмента, приводящего людей к
более высоким уровням сознания», — пишет биограф Бхагвана. Терапевтические
группы вскоре стали существенной частью ашрама, а также одним из крупнейших
источников дохода. В 1976 году существовало 10 различных терапий, в том числе
«Энкаунтер», «Праймал» и «Интенсивное просветление» и группа, в которой
участники должны были попытаться найти ответ на вопрос «Кто я?». В последующие
годы число доступных методов увеличилось до, примерно, восьмидесяти.
Чтобы решить, какие терапевтические группы пройти,
посетители либо консультировались у Бхагвана, либо делали выбор в соответствии
со своими предпочтениями. Некоторые из ранних групп в ашраме, такие как
Энкаунтер, были экспериментальными и позволяли проявлять физическую агрессию, а
также сексуальный контакт между участниками. Противоречивые сообщения о
травмах, полученных на сессиях группы Энкаунтер, стали появляться в печати.
После того как один из участников получил перелом руки, насильственные группы
были запрещены. Ричард Прайс, в то время известный терапевт движения
гуманистической психологии и соучредитель института Эсалене, нашёл, что
некоторые группы поощряют участников «быть жестокими», а не «играть роль
жестоких» (это нормы для Энкаунтер групп, проводимых в Соединенных Штатах) и
критиковал за «худшие ошибки некоторых неопытных групп-лидеров Эсалена». Тем не
менее многие саньясины и посетители были заинтересованы участием в захватывающем
для них эксперименте. В этом смысле они были воодушевлены словами Бхагвана: «Мы
экспериментируем здесь со всеми способами, которые дают возможность исцелять
человеческое сознание и обогащают человека».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 56 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.