Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Домашняя молитва

  Все выпуски  

Домашняя молитва О добродетели милосердия к больным


Уход за больнымКаждый человек в своей жизни неминуемо сталкивается с болезнями, кто-то болеет сам, кто-то несет крест по уходу за близкими, и лишь немногие люди способны ухаживать за больными, которые им не знакомы, это особенный подвиг во славу нашего Господа, врачующего наши души через плотские болезни. Всем кто несет крест по уходу за больным предлагаю:

 УТЕШЕНИЕ ИЗНЕМОГАЮЩИХ В СЛУЖЕНИИ БОЛЬНЫМ.

I. Учение слова Божия о милосердии к больным.

Должно заботиться и иметъ попечение о нуждах больных, ибо это дело вменяется в служение Самому Господу и непременно воспомянется на страшномъ суде Божьем. (Матф. XXV, 34 - 36). "Приидите, благословеннии отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения Mиpa. Взалках бо, и дасте Ми ясти возжадахся и напоисте Мя, странен бех и введосте Мене; наг, и одеясте Мя; болен, и noceтисте Мене, в темнице бех, и npиидосте ко Мне". "Аминь, глаголю вам: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньшихъ. Мне сотвористе". (Матф. У, 7). "Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут". (Иоан. XV, 12-13). "Cия есть заповедь Моя, да любите друг друга, яко же Аз возлюбих вы. Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя",- (Лук. VI,35-36). "И будете сынове Вышняго, яко той благ есть на неблагодарныя и злыя. Будите убо милосерди, яко же и Отец ваш милосерд есть".-(Рим. V-8). "Составляет же Свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам, Христос за ны умре".--(Eфec. V, 1,2). "Бывайте убо подражатели Богу, яко же чада возлюбленная: и ходите в любви, яко же и Христос возлюбил есть нас и предаде Себе за ны при-| ношение и жертву Богу".

II. Учение св. отцов о добродетели милосердия к больным.

"Мы должны, говорит св. Григорий Богослов, не столько радоваться благополучному состоянию нашего тела. сколько плакать о телесных страданиях братий наших, должны че- ловеколюбие к ним считать единственным залогом нашей безопасности телесной и душевной. Ты здоров и богат? Так утешь болящего бедного. Ты не испытал падения? Так подними упавшаго и разбившегося... Воздай что-нибудь Богу в благодарность за то, что ты принадлежишь не к числу имеющих нужду в благодеяниях, а к числу тех, кои могут оказывать благодеяния,- что не ты смотришь в чужие руки, а другие в твои. Помоги ближнему, доставь пищу, подай одежду принеси лекарства, перевяжи раны расспроси о бедственном положении поговори о терпении; осмелься, подойдя Ты не унизишь себя этим. Не презри брата твоего, не пробеги мимо его, не гнушайся им как нечистот как заразою, как чем-то отвратительным и отверженным. Это твой член, хотя и покривило его несчастье. Тебе оставлен есть нищий (Пс.9,35) как Самому Богу, хотя ты и слишком надменно проходишь мимо его Тебе предлагается случай доказать cие человеколюбие, хотя и отвращает тебя: враг от собственного твоего счастья. Всякий мореплаватель близок к кораблекрушению, и тем ближе, чем с большею отважностью плывет: так и всякий, обложенный телом, близок к бедам телесным, и тем ближе чем бесстрашнее ходит с поднятым челом, не смотря на лежащих пред ним. Доколе плывешь при благоприятном ветре, подавай руку по терпевшему кораблекрушение:, доколе наслаждаешься здоровьем и богатством, помоги страждущему. Не дожидайся того, чтобы узнать из собственного опыта, какое великое зло есть бесчеловечие, и какое великое благо есть сердце отверстое терпящему нужду. Не желай дожить до того, что бы Бог вознес руку Свою на возносящих выю и пренебрегающих убогих; вразумись чужими бедствиями. Ты, человек, не должен считать человека хуже животного, которое закон велит тебе поднять, когда оно упадет в ров, или привести к хозяину, когда заблудится" (Исх. 23, 4,5). (Из "Слова о любви къ бедн.").

III. Рассказы о служении больным.

Уход радушный за больными считается наилучшим богоугождением. Служение больным Спаситель прямо относит к Себе. Праведники вопросят всемирного Судию: "Господи! когда мы видели Тебя больным и послужили Тебе?" и Царь небесный скажет им в ответ: "истинно говорю .вам: по елику вы сделали cиe одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне".

Приведем несколько примеров христианского служения больным:

а) Преподобный Досифей, находясь при смерти, сказал одному великому старцу, именем Варсонофию: "владыко мой, уже не могу в живых быти". - На это Варсонофий отвечал: "чадо! иди с миром предстать святей Троице и моли о нас". Братия, услышав такой ответ великого старца, начали негодовать между собою. "Что великого сделал ЭТОТ юный инок, что удостоился принять такой ответ от святого отца? Мы не видели, чтобы он удручал себя постом или бдением более других напротив того, часто на всенощное богослужение он приходил после всех нас, а иногда и дома оставался". Когда эти рассуждения достигли слуха Варсонофия, святый старец за общею трапезою спросил у братии: "когда колокол призывает в храм Господень, а у меня есть на руках недугующий брат,-тогда что надлежит мне делать? оставить ли брата и идти в церковь? или оставить церковь и утешить брата?"-Помощь, оказываемую ближнему, без сомнения Господь примет. В сем случай за истинное богослужение, отвечали иноки. "А если силы мои от постничества ослабют столько, что я не могу надлежащим образом служить болящей братии: должен ли я укрепиться пищею, чтобы за недугующими ходить неусыпно? или продолжать свой пост, хотя бы через это нечто отнималось у болящих, которые обыкновенно бывают прихотливы и взыскательны?"- .Для этого не надобно оставлять пост, предписанный уставом обители, отвечали иноки: но самопроизвольный и чрезмерный пост, кажется, в сем случае не столько будет приятен Богу, сколько попечение о всех нуждах больного брата.-"Вы рассуждаете справедливо, сказал тогда святой Варсонофий гласом учительным: - для чего же языку своему даете свободу говорить иначе? Богобоязненный Досифей, имея попечение о недугующих наших собратьях, не столь рано приходил на богослужение, как прочие не долговременно постился, как некоторые из вас: но вы сами были свидетелями, сколь усердно и неусыпно служил он болящей братии! с какою любовью предупреждал строптивые их требования и прихоти! Мы не видели, чтобы он возроптал когда-нибудь на свои труды и усталость; напротив того, сколь часто видели его плачущим, как о величайшем согрешении, если когда, не в силах будучи снести излишних требований болящего, что-нибудь скажет ему с сердцем" . Так смотрели на служение больным богобоязненные и святые мужи. Они ставили его выше строгого поста, всенощного бдения, неопустительного хождения к церковному богослужению, считали служащем Самому Христу Богу.

б) Однажды шел авва Агафон в город для продажи скромного рукоделия и на дороге увидал лежащего прокаженного. Прокаженный спросил его: "куда идешь?" - Иду в город, отвечал авва Агафон, продать рукоделие мое. Прокаженный сказал: "окажи любовь, снеси и меня туда!" Старец поднял его и на плечах своих отнес в город. Прокаженный сказал ему:"положи меня там, где будешь продавать рукоделие твое". Старец сделал так. Когда он продал одну вещь из рукоделия., - прокаженный спросил его: "за сколько продал ты это?" - За столько-то, отвечал старец. Прокаженный сказал: "купи мне хлеб". Когда старец продал другую вещь, прокаженный спросил его: "это за сколько продал?" - за столько-то, > отвечал старец. "Купи мне еще : хлеб", сказал прокаженный. Старец купил. Когда авва распродал все рукоделие и хотел уйти,-прокаженный спросил его: "ты уходишь?"- Ухожу, отвечал авва. Прокаженный сказал: "окажи любовь, отнеси меня туда, где взял". Старец исполнил это. Тогда прокаженный сказал: "благословен ты, Агафон, от Господа на небеси и на земли". Авва оглянулся на прокаженного, - и не увидел никого: это был ангел Господень, пришедший испытать старца. ("Отечн.", еп. Игнат1я, стр. 47).

в) Авва Петр рассказывал о св. Макарии: пришел он некогда к од- ному отшельнику, и, найдя его больным, спросил: "не съесть чего-либо?" - хотя в келье у больного ничего не было. Больной отвечал : "хочу пастилы" (душистая лепешка). Мужественный старец не поленился сходить в Александрию, чтобы достать больному желаемое. (Скитск. пат.).

г) Сказывали об авве Иоанне фивейском младшем ученике аввы Аммона, что он двенадцать лет служил больному старцу до самой его смерти, сидя с ним на рогоже. (Скит, пат.).

д) Об авве Агафоне рассказывали: пришедши однажды в город для продажи вещей своих, нашел он лежащего на улице больного странника, о котором никто не заботился. Старец нанял для него небольшой покой, остался при нем, платил за покой из денег, получаемых за рукоделие, а что за тем оставалось, употреблял на другие нужды больного. Старец пробыл с больным три месяца, пока он выздоровел, и после возвратился с миром в свою келью. (Изъ "Скит. пат.").

е) Св. Сампсон, уроженец римский, еще в юности своей обучился врачебному искусству, не по нужде, не из корысти, но единственно для того, чтобы не быть праздным и помогать страждущим. По смерти родителей он поселился в Царь-граде и совершенно посвятил себя упражнению, столь любезному для его сердца. Но неусыпного врача наиболее украшала благодать Господня, которая всегда благословляла успехом святые труды его, через что человек Божий так прославился, что патриарх, против воли, рукоположил его в пресвитера. В то время тяжко разболелся греческий царь Юстиниан, и так как от врачей своих не мог получить ни малейшего облегчения, то обратился он к Богу, единому Источнику исцелений, и после усердной молитвы извещен был в сновидении, что только Сампсон может избавить его от болезни. Не скоро и с трудом благодатный врач был отыскан. Обрадованный Юстишан оказал ему необыкновенную ласковость, на которую святой Сампсон отвечал с кротостью: "всемилостивейший государь! я нищ и грешен: сам требую от Христа исцеления грехов моих, но вера твоя преклонит на милость Царя царей, Он может сотворить все, что восхощет". После этого человек Божий, конечно не искусством своим, но благодатью небесного Врача, Юстиниана, столь долго страдав- шего, совершенно восстановил от одра болезни. Благодарный монарх радовался сколько исцелению своему, столько и тому, что столь богоугодный человек обитает в царствующем граде его. Он поднес ему богатые дары, состоявшие из серебряных и золотых вещей но святой Сампсон ничего не принял. "Если благоволишь мне оказать милость твою, сказал он, то прошу тебя об одном: во славу Бога и для твоего спасения повели близ хижины моей построить гостиницу, в которой бы я, пока жив буду, мог принимать больных и страдомых, и по силе моей успокаивать их, через это исходатайствуешь и себе вечное воздаяние от Бога, и мою старость утешишь". Юстиниан с сердечным удовольствием исполнил просьбу человека Божия: соорудил странноприимницу и больницу, и определил для них большие доходы. Здесь-то неутомимый врач, не только телесный, но и душевный, занимаясь благоденствием ближних, достиг до глубокой старости и безболезненно перешел в жизнь вечную. Но и самая смерть его не сделала сирым этот богоугодный дом.

Когда случалось, что надзиратель странноприимницы был нерадив к своей должности, или скуп для бедных, святой Сампсон являлся ему и, если не исправится, грозил погибелью. Однажды в Царь-граде сделался пожар, столь сильный, что отчаялись потушить его, огонь шел прямо на странноприимницу и готов был истребить ее. Вдруг увидали угодника Божия, явившегося над домом: он ходил вокруг ограды своей и повелевал остановиться пламени. В то самое время, сверх ожидания, возгремел гром и пролился необыкновенный дождь и погасил пламень ).

ж) Некоторые подвижники русских монастырей к трудам благотворительным присоединяли врачевание от болезней. Такъ св. Варсонофий, еп. тверской, (11 апр.) когда был еще игуменом одного казанского монастыря, лечил всех приходящих к нему от болезней. Это привлекало к нему множество татар. Кротостью, терпением и бескорыстием в деле врачевания он располагал к себе их сердца, а затем обращал в христианство. В обители киевопечерской еще при жизни св. Антония прославился св. Агапит прозванный бесмездным врачом (1 июня). Он лечил всю братий монастыря и никуда, даже по просьбе князя, не выходил из обители, но к нему приносили многих больных из окрестностей, и он всем подавал скорую помощь. Он лечил больных травами, которые варил себе в пищу, и это простое средство, соединенное с молитвою святого целителя, возвращало силы и здоровье уже совсем умиравшим. Св. Агапит исцелил между прочим известного князя Владимира Мономаха, послав ему в Чернигов свои целебные травы. Искусством врачевания св. Агапит превзошел знаменитого в Киеве врача армянина, и тот, пораженный помощью свыше, которая видимо была с Агапитом, крестился и принял иночество в печерском монастыре. (См. Киевопечер. пат.)

Молитва о любви.

Научи меня, Боже, любить Всемъ умом Тебя, всем помышленьем, Чтоб и душу Тебе посвятить И всю жизнь с каждым сердца биеньем. Научи Ты меня соблюдать Лишь Твою милосердую волю, Научи никогда не роптать На свою многотрудную долю, Всех, которых пришел искупить Ты Своею пречистою кровью - Бескорыстной, глубокой любовью Научи меня Боже, любить!

Ссылка для перехода в нашу небольшую БИБЛИОтеку 


В избранное