Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Домашняя молитва

  Все выпуски  

Домашняя молитва Торжество православия


Торжество православия В первое воскресенье Великого поста совершается так наз. «торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. в память восстановления почитания Св. Икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение. на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Дьякон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» — живущим.

        [Ев. 11, 24-26, 32-12, 2 ; 16. 1, 43-51]. Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет нарушенный с твоей стороны недобросовестно. Припомни, как и почему нарушил и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно, — славна верность. Не славно ли быть в завете с царем ? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей ! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету. От начала Мира сколько прославлено великих людей ! И все они прославлены за верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за такой верности : „ испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления ; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ... посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры 1исуса " (Евр. 1-1,36-38; 12. 1-2).

           Поуч. 1-е. Преп. Василий (Вера должна быть свидетельствуема нашею жизнью и делами).

      I. Преп. Василий, прославляемый ныне св. церковью, называется спостником св. Прокопия (пам. 27-го Февраля). Это значить, что они подвизались вместе. Они и пострадали вместе от иконоборца Льва Армянина. Защищая поклонение св. иконам, св. Василий был жестоко бит по повелению императора Льва Армянина и потом заключен в темницу, где и пробыл до смерти еретика вместе со св. Прокопием.

        После смерти сего царя, освобожденный из темницы, св. Василий провел остальную жизнь в обители. Скончался в начала IX-го века.

     II. Без сомнения, вы заметили, бр., какую твердость показал преп. Василий при исповедании св. веры православной, узаконяющей почитать св. иконы. И вы, бр., должны веровать не на словах только, но свидетельствовать свою веру самою жизнью и делами. Вот ты называешься христианином; но творишь ли дела приличные последователю Христову? В крещении ты обещался верою и правдою служить Сыну Божию, но хранишь ли свои обеты? Ты знаешь из Божественного Откровения, что Бог вездесущ и всеведущ; но воздаешь ли Ему подобающее почисти своими делами, словами, намерениями? Ты возводишь к Богу сердце свое в молитве, но не омрачаешь ли души своей злыми мыслями и чувствами? В молитве пред Создателем» и Промыслителем стоишь телом; но поклоняешься ли Всевышнему духом и сердцем? Ты просишь у Бога прощения согрешений, но сам прощаешь ли ближнему своему прегрешения его? Ты говоришь к Богу: „услыши, Господи!" но сам не затыкаешь ли ушей от просящего у тебя помощи? Ты свыше получаешь всевозможные блага, но помнишь ли Благодетеля и благодаришь ли Его от сердца? Ты знаешь, что Сын Божий искупил тебя от ада и вечной смерти; а поминаешь ли это непостижимое дело? Богочеловек терпел ради тебя с кротостью хулы и поношения; а ты не мстишь ли ближнему за поношения? Божественный Искупитель пострадал и умер ради тебя а показываешь ли ты себя готовым к страданию и смерти ради Его? Господь нес крест, отягченный твоими и всего Мира грехами, несешь ли ты крест свой безропотно? Ты называешь Христа Господом, но работаешь ли Ему, как раб Господу своему? Господь возлюбил тебя, врага суща, а любишь ли ты Его, любящего тебя безмерно? Любишь ли ты своего ближнего по заповеди евангельской как самого себя? Ведь мы все—ближние! друг другу: каждый человек любовью должен работать ближнему своему по завещанию апостольскому.

          Словом Божьим ты призван, кровью Христовою искуплен к вечной жизни: но не гоняешься ли за Мирскою суетою? не привязано ли сердце твое к этому Миру? Ты видишь, смерть похищает молодых и старых, богатых и бедных: помнишь ли страшный час смертный? Ты видишь, что никто из умирающих ни чего с собою не берет, помнишь ли что и ты, как наг вошел в Мир так наг уйдешь из Мира. Нечаянно приходит последний час и отсылает: готового и неготового на тот свет готовишься ли к этому часу? Помнишь ли, что время дорого и, подобно слову сказанному оно, быв потерянно не возвращается? помнишь ли, что чем более ты живешь, тем ближе становишься к смерти, суду Христову и непременно или в блаженную ил в мучительную жизнь пойдешь?

   III. Помня все это, потщимся известно наше звание и избрание творите; бо творяще, не имамы, согрешити колиже (2 Петр. 1,10). Сост. по Ч.-1 и поучен, прот. Иванова). Поуч. 2-е. Блаж. Никола Xpиста ради юродивый. (Пост в связи с другими делами благочестия).

    I. Блаж. Никола Христа-ради юродивый, память коего ныне, достиг царства небесного путем юродства Св. Никола жил в города ПСКОВЕ в особой хижине, назад тому триста лет и проводил свою жизнь в посте. Совершая подвиги юродства под видом шутки или ба- а часто и прямо, говорил всякому народу, никого не боясь. Так, когда Иван Грозный пришел в Псков, то жители с трепетом встретили его на коленях. Но блаженный не устрашился и встретил Грозного со словами обличения: „не трогай , прохожих, сказал он ему, ступай от нас, не на чем тебе будет ехать". Царь казнил многих жителей Пскова, но когда уезжал из города, то лучший конь его издох, как предсказал блаж. Никола. Говорят, юродивый поднес Грозному царю кусок сырого мяса и, когда тот сказал, что он теперь не есть мяса, так как идет великий пост, возразил: „ты делаешь хуже, ты питаешься кровью человеческою, забывая не только пост, но и Бога!.

    2. Из последних слов блаж. Николы следует очевидно такое наставление, что если мы и воздерживаемся в продолжении поста от скоромной пищи, но при этом ненавидим других и причиняем им. какое бы то было зло, то наш пост уже и не пост... Поэтому ныне скажем о посте в связи с другими делами благочестия.

       а) Без веры пост недействителен. пост есть врачевство для души и тела посему тот был бы в жалком суждении, кто, по надеясь на силу го поста, возомнил бы найти в одном средство к примирению с Богом, к удовлетворению закону и правде Божией, к вознаграждению за и грехи, к уплате долга совести. Вы знаете, Кем и как доставлено всем нам Божественное оправдание и вместе помилование, — заслугами и крестною смертью Сына Божия, за нас подъятою. Поэтому, кто возомнил бы веры в заслуги и смерть Спасителя одним постом удовлетворить на суде правде Божией за свои грехи, тот этим самым показал бы совершенно ложное понятое и о правде Божией, о своих грехах.

       Чтобы наш пост был действительно и благоприятен Господу мы должны удалять от него всякое понятое, как о жертве за грехи, а представлять его только средством к ослаблению в нас пагубной наклонности к чувственности и постыдного рабства плоти, и вместе с тем должны, как можно более, освящать его верою в заслуги Искупителя, которая в связи с деятельной любовью, усвояя их в душе нашей, этим самым оправдывает нас пред Богом.

       б) Пост немыслим и без смирения. Пост есть врачевство для души и тела; поэтому и тот явно поступил бы вопреки самому существу поста, кто, соблюдая пост, думал бы, что по тому самому он имеет право превозноситься над всяким, кто не постится, подобно ему. Чем тут превозноситься?—Ближний твой не постится, подобно тебе? Может быть, он крайне немощен плотно и здрав духом и не имеет нужды в сем врачевстве может быть, это врачевство принимается им. в. другом виде, нежели в каком принимаешь ты. Хотя бы он был духовно мертв без врачевства, тобою употребляемого, ты можешь и должен только сожалеть и молиться о нем., а не гордиться тем, что ты постиг силу врачевства и употребляешь его, как должно. Но ты ни как не можешь употреблять его, как должно, доколе не освятишь своего поста смирением. Ибо общая болезнь человечества, которую ты предпринял врачевать в себе постом и покаянием, главным образом состоять в самолюбии и гордости. Поэтому-то св. церковь никогда так громко и много¬кратно не молит Господа, как во время поста, о том, чтобы Он даровал каждому из нас зрити своя прегрешения и не осуждати брата своего.

        в) Пост не действителен односторонне—один только телесный без духовного. Пост есть врачевство для души; поэтому во время поста надобно смотреть не на одно тело, а паче на душу. И при врачевание телесных недугов состояние души много значить; потому врачи и советуют, при употреблении лекарств, наблюдать как можно более душевное спокойствие, стараться занимать воображение тем, что есть лучшего. Тем более нужно все это при употреблении поста. Какое вредное было бы противоречие — тело лишать пищи, а душе в то же время позволять предаваться мирским помыслам, яростным движениям, порывам самолюбия или ненависти! Это значило бы другою рукою разрушать то, что насаждается и созидается одною.

      г) Пост мало полезен без благочестивых упражнений приличных времени поста. Какие занятия особенно приличны посту?— Во-первых молитва общественная и домашняя; потом само испытание или исследование своей жизни и совести, размышление о предметах веры, особенно о жизни и учении, страданиях и смерти за нас нашего Спасителя; далее—примирение со всеми врагами и прощение обид, дела человеколюбия и благотворительности;—чтение слова Божия и душеспасительных книг, беседа с людьми благочестивыми, и тому подобное. Каждое из сих средств помогает действию поста, увеличивает его силу, услаждает его горечь и так. обр. освящает наш пост.

       3. Как ни кратки и просты эти правила поста, но если мы будем наблюдать их постоянно во время нашего пощения, т.-е., если будем растворять пост наш верою, смирением и молитвою, будем, постясь телесно, поститься в то же время и духовно то пост наш будет свят и благо угоден Господу, и послужить в освящение душ и телес наших. (Сост. по Ч.-М. и проп. Иннокенпя, архиеп. херс., и тавр., т. IV).

          МОЛИТВЫ

        Тропарь преподобного Василия исповедника глас 1

    Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе, отче наш Василие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцелявши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Василия глас 2

    С высоты приим Божественное откровение,/ изшел еси, мудре, от среды молв/ и, монашествовав преподобно,/ чудес приял еси действо/ и недуги исцеляти благодатию,// Василие всеблаженне священнейший.

Тропарь блаженного Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского глас 4

    Словенска языка, Псковския земли/ плотски в юродстве быв,/ юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися,/ Ангелом, славне, свеселишися,/ мироточиваго святителя Николая звание восприим,/ с нимже всегда Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.

Кондак блаженного Николая глас 8

Чудотворец явися, Николае,/ царску державу и смысла свирепства на милость обратив,/ и сего ради своему отечеству тепл молебник показася,/ и ныне молим тя, святе,/ пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих,/ ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людем похвала и утверждение


В избранное