Иммануил Кант
(22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий
философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох
Просвещения и Романтизма.
Философия
Теория познания
Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание
начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость — не из него.
Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта
является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой
априорной деятельности разума (в широком смысле). Выявление этой деятельности
разума в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. «Я
называю трансцендентальным… познание, занимающееся не столько предметами,
сколько видами нашего познания предметов…», — пишет Кант.
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого
разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил
Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для
обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши
познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с
нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря,
наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле
(догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего
познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира,
данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того чувственного содержания
(«материи»), которое даётся миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в
которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое
целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости
становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он
есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности разума) — вещь-в-себе, и
мир как он дан в явлении, то есть в опыте.
В опыте выделяются два уровня формообразования (активности)
субъекта. Во-первых, это априорные формы чувства — пространство и время. В
созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и
времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это
чувственный синтез. На вопрос, как возможна чистая, то есть теоретическая,
математика, Кант отвечает: она возможна как априорная наука на основе чистых
созерцаний пространства и времени. Чистое созерцание (представление)
пространства лежит в основе геометрии, чистое представление времени — в основе
арифметики (числовой ряд предполагает наличие счёта, а условием для счёта
является время).
Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются
данности созерцания. Это рассудочный синтез. Рассудок, согласно Канту, имеет
дело с априорными категориями, которые суть «формы мышления». Путь к
синтезированному знанию лежит через синтез ощущений и их априорных форм —
пространства и времени — с априорными категориями рассудка. «Без чувственности
ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы
мыслить» (Кант). Познание достигается путём соединения созерцаний и понятий
(категорий) и представляет собой априорное упорядочение явлений, выражающееся в
конструировании предметов на основе ощущений.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.